Введение:
Прогрессивная система рыночного хозяйства содержит огромные возможности для осуществления качественных сдвигов в экономике, интенсификации производства, повышении его эффективности. Главное внимание во всех звеньях планирования и руководства предприятием должно быть сконцентрировано на наиболее рациональном и эффективном использовании всех видов ресурсов, природных богатств и устранении излишних издержек и потерь. Эти требования хозяйственного развития определяют роль бухгалтерского учета и экономического анализа в системе его управления.
В процессе производственно-хозяйственной деятельности организации потребляют материальные, трудовые и денежные ресурсы, необходимые для создания продукции или выполнения работ. Большое место в их составе занимают средства производства, в которых наиболее активная роль принадлежит основным средствам (фондам).
Основные фонды являются важнейшей частью национального богатства общества и имеют определяющее значение в экономике любой страны. Правильное и рациональное использование основных фондов – одно из главных условий повышения эффективности функционирования экономики.
Одной из наиболее фондоемких отраслей производства является железнодорожный транспорт. Его основные фонды составляют свыше 10% всех основных фондов народного хозяйства.
В общей совокупности средств, числящихся на балансе железных дорог на долю основных фондов приходится более 97%, а амортизационные отчисления составляют почти 34% всех эксплуатационных расходов. В результате непрерывного научно-технического прогресса железнодорожный транспорт постоянно оснащается новой современной техникой, что обуславливает систематический рост стоимости основных фондов. Поэтому улучшение использования хозяйственных ресурсов на железнодорожном транспорте в первую очередь зависит от того, насколько эффективно и рационально используются основные фонды. И, в свою очередь, улучшение использования основных фондов транспорта имеет большое значение для повышения эффективности всего общественного производства.
Улучшение использования основных фондов способствует:
- повышению пропускной и провозной способности железных дорог, отдельных участков и направлений, вследствие чего создается возможность увеличить объем перевозок без дополнительных капиталовложений;
- снижению материальных, трудовых и денежных затрат на единицу перевозок, что находит отражение в снижении себестоимости перевозок, росте прибыли, рентабельности, производительности труда и др.;
- уменьшению потерь от морального износа средств труда.
Глава 3:
Конечная эффективность использования основных фондов характеризуется показателями относительной экономии фондов, повышения объема продукции, повышения производительности труда рабочих, снижения себестоимости продукции, увеличения сроков службы средств труда; лучшее использование основных фондов позволяет экономить не только капитальные вложения, но и время, в течение которого получают отдачу от них.
В результате анализа эффективности использования основных производственных фондов Дистанцией пути выявлены возможности дополнительного увеличения объема производства.
Определим возможный прирост объема перевозок за счет улучшения структуры основных фондов (повышение удельного веса активной части основных средств до уровня прошлого года). Для этого используем более точные округления чисел. Так как
где П - объем продукции;
ОФ -стоимость ОПФ;
dакт- доля активной части в стоимости основных средств;
ФОакт - фондоотдача активной части, рассчитаем влияние каждого фактора:
Снижение объема перевозок за счет уменьшения объема ОПФ:
ΔП (ОФ) = (ОФ1-ОФ0) dакт.0 ФОакт.0
ΔП (ОФ)= (5436242-5438264) 0,0071515 6,8119665= - 98,5 (тыс.руб.);
Следовательно, увеличение размера основных производственных фондов до уровня прошлого года позволило бы повысить объем производства на 98,5 тыс.руб.
Снижение объема перевозок за счет снижения доли активной части в стоимости ОПФ:
П(dакт) = ОФ1 (dакт1 – dакт0) Фоакт0
П(dакт) = 5436242 (0,0069695-0,0071515) 6,8119665= - 6739,73 (тыс.руб.);
Улучшение структуры основных фондов до уровня прошлого года способствовало бы увеличить объем производства на 6739,73 тыс.руб.
Прирост объема перевозок за счет прироста фондоотдачи активной части:
П (ФОакт) = ОФ1 dакт1 (ФОакт1 – ФОакт0 )
П(ФОакт)=5436242 0,0069695 (7,219357-6,8119665)=-15435,17 (тыс.руб.)
Общий прирост объема продукции 8596 тыс.руб.(-98,5-739,73+15435,17) То есть улучшением структуры основных фондов (ростом доли активной части основных средств) можно добиться прироста объема продукции.
Согласно приведенным данным таблицы объем перевозок по всем показателям может быть увеличен на 10198,97 тыс.руб.
Использование основных производственных фондов оказывает влияние как на объем, так и на уровень себестоимости перевозок. Амортизационные отчисления в общей сумме расходов железной дороги в последние годы значительно выросли в связи с проводимыми переоценками и занимают первое место в структуре себестоимости и на анализируемом нами предприятии их доля составляет 47,13% всех затрат.
Поэтому в снижении себестоимости большое значение имеет сокращение размера амортизационных отчислений. Снижение себестоимости перевозок за счет улучшения использования основных производственных фондов осуществляется по двум направлениям:
Заключение:
Основные фонды являются важнейшей частью национального богатства общества и имеют определяющее значение в экономике любой страны. Они составляют главную часть активов организации, поэтому информация об основных средствах и суммах начисленной амортизации имеет большое значение для характеристики финансового положения и результатов деятельности организации.
Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
В настоящее время в России осуществляется программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в связи с этим произошли изменения в учете основных средств. Согласно ПБУ 6/01, разработанному в соответствии с МСФО, по-новому трактуются вопросы определения срока полезного использования; амортизации; переоценки основных средств; пояснений при раскрытии учетной политики, устранены многие, имевшиеся ранее различия с МСФО.
В дипломной работе рассмотрены организация бухгалтерского учета и контроля основных средств и проведен анализ движения основных средств на примере Ульяновской Дистанции пути, учетная политика которой достаточно полно раскрывает особенности организационной и производственной структуры предприятия, а принятые варианты учета по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности соответствуют установленным требованиям. Синтетический учет ведется в соответствии с рабочим планом счетов, структура которого включает в себя систему счетов и субсчетов, позволяющую осуществить взаимоувязку учета хозяйственных операций по их видам.
На предприятии создана и действует комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств.
Ежегодно основные средства переоцениваются.
Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в организации проводится инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
В связи со структурной реформой, проводимой на железнодорожном транспорте, в Дистанции особое внимание уделяется учету и контролю использования основных средств, что проявляется в более детальной инвентаризации, учете расходов на ремонт и модернизацию и амортизационной политике.