Введение:
В настоящее время практика сталкивается с усилением в нашем обществе ряда неблагоприятных тенденций, существенно усложняющих психическое развитие и воспитание детей. Заметное место среди них принадлежит отрицательному влия-нию ряда социально- экономических факторов. Ощутимые осложнения несёт с собой, например, фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей, в общественном производстве. Родители переносят свои функции на ясли и детские сады, а позднее на школу и другие учреждения.
Мы отмечаем эти факты лишь как одно из наиболее очевидных свидетельств ак-тивно происходящих массовых изменений в воспитательных тенденциях и уста-новках родителей.
Если у нормально развивающегося ребенка иногда появляются проблемы, тре-бующие психологической помощи, то у депривированных детей эти проблемы существуют всегда и их, как правило, целый «клубок».
Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребно-стей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых ис-точников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенно имен-но психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограни-чена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации психологически по-хожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства - вот наи-более характерные черты так называемого депривационого синдрома.
Видов депривации много, но наиболее тяжелая для ребенка депривация в семье. В последние годы психологические проблемы депривированых детей активно ис-следуются. Довольно много публикаций посвящено коррекционной работе с детьми в детских домах, приютах, комиссиях по делам несовершеннолетних, в пенитенциарных учреждениях, большое внимание уделяется деформациям харак-тера детей в неполных и неблагополучных семьях. Отмечается, что много детей страдают так называемыми школьными неврозами. На этом фоне проблемы пси-хического развития детей в «благополучных семьях» как – то отошли на второй план.
Свои исследования по выявлению и изучению психологической депривации мы проводили на базе МОУ – СОШ № 7, г. Армавира.
Цель исследования – изучение особенности депривации в детском возрасте и пути её преодоления.
Объектом исследования являются младшие школьники.
Предмет исследования – особенности и причины возникновения психологиче-ской депривации и пути её преодоления в младшем школьном возрасте.
Для реализации цели исследования нами выдвинута следующая гипотеза: для преодоления психологической депривации детей в младшем школьном возрасте необходима комплексная деятельность со стороны взаимодействия семьи и шко-лы в воспитании ребенка. При этом немало важную роль играет роль педагога – психолога, который должен не только отслеживать детей, испытывающих психо-логическую депривацию, но и оказывать корреогирующее воздействие в работе с ребенком, педагогом, семьей.
Глава 3:
Инструкция. Карта наблюдений предназначена для регистрации форм деза-даптированного поведения детей по результатам длительного наблюдения за ними. Карта включает 190 фрагментов таких форм поведения. Эти фрагмен-ты сгруппированы в 16 синдромов.
В регистрационном бланке зачеркивают те циф¬ры, которые соответствуют тем или иным формам поведения, наиболее характерным для данного ребен-ка.
I. НД— недоверие к новым людям, вещам, ситуациям
1. Разговаривает с педагогом только тогда, когда находится с ним наедине.
2. Плачет, когда ему делают замечания.
3. Никогда не предлагает никому никакой помощи.
4. Но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
5. Ребенок «подчиненный» (соглашается на невыигрышные роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смот-рят).
6. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
7. Лжет без боязни.
8. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.
9. Никогда не приносит педагогу цветов или других подар¬ков, хотя его това-рищи часто это делают.
10. Никогда не приносит и не показывает педагогу найден¬ных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи час¬то это делают.
11. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, иг¬норирует ос-тальных мальчиков и девочек в классе.
12. Здоровается с педагогом только тогда, когда тот обратит на него вни-мание. Хочет быть замеченным.
13. Не подходит к педагогу по собственной инициативе.
14. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (напри¬мер, о помощи).
15. Легко становится нервным, плачет, краснеет, если ему за¬дают вопрос.
16. Легко устраняется от активного участия в игре.
17. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здо-роваются