Введение:
Спорт в современном обществе играет все возрастающую роль. Его значение универсально, он имеет всеобъемлющий характер. Спорт называют «феноменом XX века», «прыжком в будущее». Бурное развитие спорта связывают с характерным явлением акселерации в индивидуальном развитии человека. При помощи спорта решаются многие проблемы отдельными людьми индивидуально, в коллективе, в масштабах страны, на межгосударственном уровне. Достойное место в этом занимают игровые виды спорта.
В спортивной деятельности, как и любой другой, можно выделить базовую часть и специальные службы, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Базовой частью в спорте являются соревнования, службами - все то, что обеспечивает их успешную подготовку и проведение: тренировка спортсменов, отбор, подготовка тренеров, судейство, материально-техническое оснащение и т. д. Соревнование задает цели, объединяет эти службы в целостную деятельность.
Таким образом, в соревновании наряду со спортсменами «участвуют» и все службы, так как их деятельность «результирует» через выступление спортсмена. Правомерно говорить о «состязательной единице», которую представляет система спортивной деятельности на соревновании в качестве соревнующегося спортсмена. Состязательные единицы составляют целостную систему, так как только в этом случае может быть произведен качественный продукт - спортивный результат, выявлен победитель и т. д. Спортивную единицу могут представлять отдельный спортсмен, команда, спортивный клуб, регион страны и страна в целом. Так, сборную страны на международных соревнованиях представляют спортсмены, тренеры, медики, научные работники (комплексная научная группа), организаторы, представители искусства и т.д. В спортивном результате находит концентрированное выражение усилие всех служб. И сам спортсмен находится в «орбите соревнований» не тогда, когда он вышел на арену состязаний, а с момента первого тренировочного занятия на пути к этой арене.
Многосторонняя специфика и большая значимость спорта в современном обществе обусловили многочисленность его функций. Из всего многообразия функций следует выделить наиболее основные: соревновательная; оздоровительная, повышения физической активности; рекреационно-культурная, формирования здорового стиля жизни; воспитательная; экономическая; зрелищная; познавательная.
Глава 2:
Физическая подготовка. Баскетболист должен быть всесторонне развитым атлетом. Чтобы стать таким, необходимо развивать быстроту, силу, выносливость (особенно скоростную выносливость), прыгучесть, ловкость.
Общая и специальная физическая подготовка баскетболистов совершенствуется во время командных тренировок. Но, занимаясь только баскетболом, нельзя достичь хорошей, всесторонней физической подготовки. Поэтому необходимо заниматься другими видами спорта, и в первую очередь легкой атлетикой.
Основные физические качества — быстрота, сила и выносливость (другие очень важные качества, такие, как прыгучесть, ловкость, зависят от развития основных качеств) — в каждом виде спорта имеют свою специфику, поэтому, совершенствуя их, надо об этом помнить.
Быстрота в баскетболе проявляется не только в способности игрока быстро пробегать установленные отрезки. Баскетболисту необходимы и большая стартовая скорость на отрезке 5 — 6 м из разных, часто очень сложных, исходных положений, и умение быстро, без большой подготовки, выполнять технические приемы. Для совершенствования быстроты надо применять соответствующие упражнения: бег на короткие отрезки с максимальной скоростью; сочетание бега в среднем темпе с бегом с максимальной скоростью; пробежки коротких отрезков с максимальной скоростью из сложных исходных положений, обходя на пути препятствия, меняя направление бега; быстрое выполнение гимнастических упражнений; быстрое выполнение технических приемов; сочетание технических приемов с быстрым бегом на коротких отрезках, с изменением направления бега и т. д.
Сила баскетболистов во многом определяет быстроту движений, прыгучесть, качество передач мяча и бросков в корзину, а также успех в борьбе за мяч. Основными средствами для совершенствования силы баскетболистов считаются упражнения с отягощениями (набивные мячи, мешки с песком, ремни с песком, гантели, штанга), упражнения в преодолении собственного веса (отжимания, приседания, подтягивание) и веса партнера (перенос партнера, упражнения с сопротивлением партнера), разные прыжковые упражнения.
Упражнение для совершенствования силы следует выполнять живо, быстро.
Вынослив тот баскетболист, который хорошо переносит нагрузку во время всего матча или нескольких матчей (если соревнования проходят несколько дней).
Необходимо различать общую и специальную (скоростную) выносливость. Баскетболисту важно совершенствовать скоростную выносливость, чтобы во время всей игры точно выполнять технические приемы в нужном темпе.
Выносливость баскетболиста развивается с помощью специальных упражнений, где сравнительно долго выполняются движения в быстром темпе: быстро передавать мяч (если тренируется один — у стенки), быстро передавать мяч в движении (скорость бега максимальная), быстро вести мяч, преодолевать короткие отрезки с мячом и без него с максимальной скоростью и т. д.
Совершенствовать выносливость лучше всего в самостоятельной тренировке 1, 2, 3 игроков, в игре 1 x 1 и т. д.
Заключение:
На основе анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам, система спортивной подготовки - это обширный комплекс мероприятий, обеспечивающий высококвалифицированную подготовку к соревнованиям и максимальную реализацию возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства. Цель спортивной подготовки, с одной стороны, — изменение состояния баскетболиста, доведение его до заранее запланированного уровня, с другой — поддержание состояния спортсмена на высоком уровне тренированности и спортивной формы, не допуская выхода за определенные, заранее смоделированные пределы, избегая существенного снижения подготовки и явления перетренированности. Успех в достижении цели зависит от знаний тренером основных (по годам) и промежуточных (по этапам) состояний игроков.
Современный уровень баскетбола требует максимального развития индивидуальных качеств каждого игрока и применения их в игре, поэтому возрастает необходимость в самостоятельной тренировке игроков.
Самостоятельная тренировка ускоряет физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовку баскетболиста. В таких тренировках баскетболист сам себе хозяин: он организует тренировку, подбирает упражнения, ищет причины неудач и исправляет ошибки, ищет лучшие варианты выполнения приемов и т. д. И если баскетболист сможет сам тренироваться, он будет в игре достаточно самостоятельным, активным, решительным, приобретет достаточно знаний, умений и навыков.
В самостоятельных тренировках развивается творческая инициатива игроков: баскетболисты находят новые нюансы исполнения технических приемов, соответствующие их особенностям, учат и по-своему переделывают многие технические приемы, виденные у игроков высшего класса. Повышается индивидуальное тактическое, мастерство. У баскетболистов, которые тренируются самостоятельно, в игре на много лучше проявляются и такие волевые качества, как активность, самостоятельность, решительность, инициативность.
Самостоятельные тренировки дадут желаемый результат, если будут проводиться регулярно, целенаправленно, когда в них будут включены разумно подобранные средства для совершенствования необходимых качеств. Чтобы процесс самостоятельной тренировки осуществлялся целесообразно, его необходимо четко планировать.