Введение:
В проблеме изучения нарушения интеллекта до последнего времени выдвигается на первый план в качестве основы – интеллектуальная недостаточность ребенка, его слабоумие. Все остальные стороны личности такого ребенка рассматриваются как возникающие вторично в зависимости от основного интеллектуального дефекта. Некоторые склонны даже не видеть существенного отличия в аффективной и волевой сфере этих детей и детей нормальных.
Э.Сеген указывал на то, что из всех недостатков этих детей самый главный- – недостаток воли. Расстройство воли, по его словам, гораздо важнее, чем все остальные физиологические и психические расстройства, взятые вместе. Воля – рычаг всех действий и способностей – отсутствует у умственно отсталого ребенка.
Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие. При разных поражениях нервной системы развитие происходит по-разному.
В последние годы заметно усилилось изучение личности детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальность расширения и углубления исследований, посвященных изучению личности детей с отклонениями в развитии, несомненна. Накопление и обобщение получаемых материалов обогатит специальную психологию и позволит подняться на новую ступень понимания особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии всех категорий, т.к. их количество увеличивается.
Отсутствие главенствующей идеологии в нашем обществе, начавшееся более десяти лет назад, привело к негативным изменениям в системе образования. Вместе с критикой и отказом от работы детских общественных организаций, из школ ушла ответственность за ребенка. Неблагоприятная социальная ситуация привела к тому, что огромное количество детей оказалось в состоянии полной покинутости со стороны общества и воспитывающих их взрослых.
Глава 2:
Из Таблицы 11 видно, что все испытуемые повысили уровень развития эмоциональной сферы после проведения коррекционной работы.
Дети справились с отклонениями в поведении, многие раскрыли свои личностные особенности. Например, Паша Б. стал участвовать в художественной самодеятельности школы, в драматическом кружке, хотя до проведения коррекционной программы этот ребенок был очень «трудным», его невозможно было уговорить посетить какое-либо мероприятие.
Женя М. стал дружить с девочкой, и вся школа очень за них радовалась. Двое мальчиков (Сережа С. и Рома Я.) бросили курить.
У всех детей из коррекционной группы значительно улучшились оценки по предметам, стало гораздо меньше пропусков, опозданий.
Программа помогла учащимся увидеть свои негативные черты личности, свои ценности, неправильные представления. У детей появился мотив для достижения успеха, повысился уровень самоконтроля, появилась способность к волевому поведению
Заключение:
При умственной отсталости всегда обнаруживается и трудность общения, и незрелость эмоционально-волевой сферы, и запоздалое плохое развитие речи, и слабость ее регулирующей функции.
Исходя из результатов исследования, можно выделить следующие особенности эмоционально- волевой регуляции поведения умственно отсталых подростков:
- вследствие слабости корковой деятельности либо чрезмерной возбудимости подкорковых образований головного мозга у ряда детей наблюдается повышенная расторможенность влечений (их аппетит или жажда отличаются неумеренностью и безудержностью);
Даже если не наблюдается расторможенности влечений, а только замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей;
- экспериментально-психологическое обследование подтверждает высокую зависимость умственно отсталого подростка от группы, внушаемость, следовательно, легкость усвоения асоциальных установок;
- анализ познавательных процессов обнаруживает большую роль аффективных расстройств в структуре их интеллектуальной недостаточности (Г.М. Дульнев, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев);
- слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит так же к тому, что у учащихся с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства. Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли;
- у многих детей, особенно у перенесенных травму, страдающих эпилепсией или сифилисом нервной системы, наблюдаются эпизодические расстройства настроения (дисфории);