Дипломная по теме: Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с интеллектуальными нарушениями

Название работы: Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с интеллектуальными нарушениями

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

77 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.с.3

Глава I. Теоретические основы развития

эмоционально-волевой сферы у подростков

с интеллектуальными нарушениями. . с.7

1.1. Проблема эмоций и воли в психологии. . .с.7

1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы

подростков. .с.11

1.3. Эмоционально-волевая сфера умственно отсталых

подростков. .с.21

Глава II. Изучение эмоционально-волевой сферы

подростков с интеллектуальными

нарушениями. . .с.44

2.1. Характеристика методик исследования

эмоционально-волевой сферы. .с.44

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. .с.47

2.3. Коррекционная программа, направленная

на развитие эмоционально-волевой сферы подростков. .с.56

2.4. Сравнительный анализ результатов экспериментального

обследования до и после коррекционного

воздействия. .с.63

Заключение.с.70

Библиографический список. .с.73

Приложения.с.77

Выдержка:

Введение:

В проблеме изучения нарушения интеллекта до последнего времени выдвигается на первый план в качестве основы – интеллектуальная недостаточность ребенка, его слабоумие. Все остальные стороны личности такого ребенка рассматриваются как возникающие вторично в зависимости от основного интеллектуального дефекта. Некоторые склонны даже не видеть существенного отличия в аффективной и волевой сфере этих детей и детей нормальных.

Э.Сеген указывал на то, что из всех недостатков этих детей самый главный- – недостаток воли. Расстройство воли, по его словам, гораздо важнее, чем все остальные физиологические и психические расстройства, взятые вместе. Воля – рычаг всех действий и способностей – отсутствует у умственно отсталого ребенка.

Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие. При разных поражениях нервной системы развитие происходит по-разному.

В последние годы заметно усилилось изучение личности детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальность расширения и углубления исследований, посвященных изучению личности детей с отклонениями в развитии, несомненна. Накопление и обобщение получаемых материалов обогатит специальную психологию и позволит подняться на новую ступень понимания особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии всех категорий, т.к. их количество увеличивается.

Отсутствие главенствующей идеологии в нашем обществе, начавшееся более десяти лет назад, привело к негативным изменениям в системе образования. Вместе с критикой и отказом от работы детских общественных организаций, из школ ушла ответственность за ребенка. Неблагоприятная социальная ситуация привела к тому, что огромное количество детей оказалось в состоянии полной покинутости со стороны общества и воспитывающих их взрослых.

Глава 2:

Из Таблицы 11 видно, что все испытуемые повысили уровень развития эмоциональной сферы после проведения коррекционной работы.

Дети справились с отклонениями в поведении, многие раскрыли свои личностные особенности. Например, Паша Б. стал участвовать в художественной самодеятельности школы, в драматическом кружке, хотя до проведения коррекционной программы этот ребенок был очень «трудным», его невозможно было уговорить посетить какое-либо мероприятие.

Женя М. стал дружить с девочкой, и вся школа очень за них радовалась. Двое мальчиков (Сережа С. и Рома Я.) бросили курить.

У всех детей из коррекционной группы значительно улучшились оценки по предметам, стало гораздо меньше пропусков, опозданий.

Программа помогла учащимся увидеть свои негативные черты личности, свои ценности, неправильные представления. У детей появился мотив для достижения успеха, повысился уровень самоконтроля, появилась способность к волевому поведению

Заключение:

При умственной отсталости всегда обнаруживается и трудность общения, и незрелость эмоционально-волевой сферы, и запоздалое плохое развитие речи, и слабость ее регулирующей функции.

Исходя из результатов исследования, можно выделить следующие особенности эмоционально- волевой регуляции поведения умственно отсталых подростков:

- вследствие слабости корковой деятельности либо чрезмерной возбудимости подкорковых образований головного мозга у ряда детей наблюдается повышенная расторможенность влечений (их аппетит или жажда отличаются неумеренностью и безудержностью);

Даже если не наблюдается расторможенности влечений, а только замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей;

- экспериментально-психологическое обследование подтверждает высокую зависимость умственно отсталого подростка от группы, внушаемость, следовательно, легкость усвоения асоциальных установок;

- анализ познавательных процессов обнаруживает большую роль аффективных расстройств в структуре их интеллектуальной недостаточности (Г.М. Дульнев, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев);

- слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит так же к тому, что у учащихся с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства. Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли;

- у многих детей, особенно у перенесенных травму, страдающих эпилепсией или сифилисом нервной системы, наблюдаются эпизодические расстройства настроения (дисфории);

Похожие работы на данную тему