Введение:
Проблема межличностных отношений дошкольников является очень важной для построения как психолого-педагогической, так и коррекционной работы с детьми, так как межличностные отношения представляют собой субъективно переживаемые взаимосвязи между детьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний детей в ходе совместной деятельности и общения.
В настоящее время интерес к изучению межличностных взаимоотношений в группах дошкольников усилился. С раннего возраста ребенок попадает в общество (коллектив детей в условиях детского сада) и его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношения с другими членами группы (Т.Б. Антоновой, Л.В. Артемовой, Т.А. Репиной, А.А. Рояк и др.).
Как отмечают многие психологи (Л.И. Божович, Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский и др.) дошкольный возраст является важнейшим этапом накопления и закрепления в реальных отношениях детей норм сотрудничества, товарищества, что вырабатывается только в условиях развития взаимоотношений. Взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих исследованиях. [А.И. Аржанова, Л.И. Артемова, Т.А. Власова, В.Я. Воронова, О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, А.А. Рояк, Л.Г. Соловьева и др.].
Межличностные отношения детей с нарушениями речи изучены в гораздо меньшей мере. В то же время их изучение приобретает все большую актуальность. При формировании у детей активной позиции, умения самостоятельно добиваться целей, строить адекватные отношения с окружающими людьми, так как из-за речевого дефекта у них нарушен процесс установления контакта с другими людьми, возникают негативные особенности межличностных отношений, что затрудняет их социальную адаптацию.
Одновременно с этим отмечается малая исследованность данного феномена, недостаток научно обоснованной информации о межличностных отношениях детей с нарушениями речи и путях их познания. Это порождает противоречия между запросами практики обучения и воспитания таких детей и малой освещенностью этой проблемы в теории специальной педагогики и психологии.
Глава 3:
Обработка результатов исследования экспериментальной группы (дети старшего дошкольного возраста) показала, что деловые отношения, складывающиеся между детьми в игре и других видах деятельности существенно изменились. Так ведущей стратегией поведения детей экспериментальной группы является положительное подчинение (85%). Отрицательное подчинение составляет 15%. Отрицательное доминирование в качестве ведущей форм поведения по отношению к сверстникам не использует ни один ребенок экспериментальной группы. В данной группе выделяется активное ядро (дети с положительным доминированием). Эти дети способствуют организации совместной деятельности. Эти данные говорят о том, что в ходе апробирования «Экспериментальной программы формирования межличностных отношений» дошкольники экспериментальной группы научились находить для себя стратегию поведения, обеспечивающую успех в совместной деятельности. А успех совместной деятельности ведет, в свою очередь, к повышению положительного отношения к человеку (в данном случаи к ребенку) со стороны группы.
Исследовав оценочное отношение детей экспериментальной группы с помощью методики № 3 (см. 2.1.). Ответы детей заносились в таблицу № 18. В этой таблице мы произвели подсчет положительных, отрицательных и нейтральных оценок, данных каждым ребенком всем сверстникам.
Заключение:
Проанализировав полученные результаты и изучив литературные источники мы убедились, что дошкольный возраст является важнейшим этапом закрепления в реальных отношениях детей норм сотрудничества, товарищества, развития взаимоотношений при групповом общении (Л.В. Артемова, Т.А. Репина, А.А. Рояк и другие). В группе детского сада, как в первичной социально – психологической общности, дети приобретают практический опыт установления межличностных отношений.
Проблема изучения межличностных отношений старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является малоизученной и актуальной.
В нашем исследовании мы опирались на такие составляющие межличностного взаимодействия, как личностные отношения, деловые и оценочные отношения.
Анализ результатов исследования межличностных отношений старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня показал, что для них характерны: негативизм, проявляющийся в отрицательном отношении к общению с нормально развивающимся сверстником, в неумении использовать положительные формы поведения; замкнутость, проявляющаяся в низком количестве социальных контактов; неадекватная самооценка (в 68% случаев занижена самооценка), вытекающая из несформированной способности адекватно оценить сверстника.
Все эти особенности затрудняют установление контактов при общении, социальную адаптацию старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Изученные нами общие закономерности и специфические особенности развития личности дошкольников с общим недоразвитием речи показали необходимость развивающей работы по направленному формированию межличностных отношений в группе детей и развитию коммуникативных навыков.
Разработанная нами экспериментальная программа формирования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня направлена на создание психолого–педагогических условий, способствующих эффективному формированию межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.