Дипломная по теме: Психологические особенности неблагополучных детей

Название работы: Психологические особенности неблагополучных детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

100 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМ, ВЫЗЫВАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ

1. 1. Семья – социальный институт формирования и

развития личности ребенка. Роль родителей в

воспитании детей.

1. 2. Обзор отечественной и зарубежной психолого-

педагогической литературы по проблемам

воспитания и взаимоотношений в семье.

1. 3. Факторы и причины неблагополучия. Типы и виды

неблагополучных семей.

1. 3. 1. Социально - экономический фактор

1. 3. 2. Медико-социальный фактор

1. 3. 3. Социально-психологический и

психолого-педагогический фактор

1. 3. 4. Криминальный и другие факторы

1. 4. Влияние семейного неблагополучия на психику

ребенка. Последствия неблагополучных факторов

1. 5. Законодательное регулирование вопросов

семейных отношений

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

2. 1. Из истории вопроса

2. 2. Признаки и критерии, определяющие отбор детей из

асоциальных семей для осуществления коррекционной

деятельности. Суицидальные отклонения.

2. 3. Сущность и значимость коррекционной работы с детьми

из семей, находящихся в социально опасном положении

2. 3. 1. Службы и ведомства, осуществляющие

коррекционно-реабилитационную деятельность

с детьми из неблагополучных семей.

2. 3. 2. Понятие и виды коррекционно-реабилитационных

мероприятий

2. 3. 3. Организация индивидуальных занятий

2. 3. 4. Групповая психотерапия

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СРЕДИ

ПОДРОСТКОВ

3. 1. Описание предмета, объекта исследования.

Характеристика форм и методов исследования

3. 2. Диагностический блок

3. 3. Коррекционный блок

3. 4. Контрольный срез. Сравнительный анализ.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выдержка:

Глава 1:

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Едва ли человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его поступки, начинается его поведение. Человек постепенно открывает мир, познает его разумом и сердцем. Он видит мать, улыбается ей и его первая смутная мысль, если только можно ее назвать мыслью, - это ощущение того, что мать (а потом и отец) существуют для его радости, для его счастья. Человек поднимается на ноги, видит цветок и порхающую над ним бабочку, видит яркую игрушку - и мама, и папа радуются, когда он, сын, радуется… Чем дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение, поступки маленького человека продолжают диктоваться только его потребностями, человек вырастает уродом. У него развиваются ненормальные, повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе.

Семья—первичная ячейка общества, она является той средой, в которой с наибольшим успехом осуществляется воспитательное влияние на детей со дня их рождения.. Здесь они получают первые знания об окружающем, первый социальный опыт. В школе учитель обучает и воспитывает, а отец и мать не только воспитывают, но живут вместе с детьми. У них больше то¬чек соприкосновения, шире возможности воздействия на детей в многообразных жизненных условиях.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Глава 3:

Данная программа рассчитана на работу с подростками, повергшимися бытовому насилию и имеющими трудности личностных, межличностных поведенческих, учебных и других сферах жизнедеятельности.

Цель: гармонизация личностных особенностей в контексте коррекционных методик.

Роль психолого-педагогического исследования:

- способствование развитию, становлению гармоничной личности, устранение негативных эмоций;

- оказание помощи подростку в преодолении стереотипов, мешающих ему жить полноценно и радостно, владеть навыками коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми.

Данная программа рассчитана для осуществления коррекционной работы в течение учебного года. Для реализации этой программы в нашей экспериментальной группе мы решили ее несколько ограничить, определив для этого 102 часа, рассчитав ее на шесть месяцев. Каждое занятие по длительности рассчитано нами примерно на 2 академических часа. Периодичность проведения занятий определена 2 – 3 раза в неделю.

Основная направленность нашего исследования - вопросы коррекции агрессивных тенденций у несовершеннолетних. С этой целью нами была разработана реабилитационная профилактическая программа, куда, помимо названных индивидуальных и групповых методов изучения феномена агрессивного поведения, вошли два тренинга - «Развитие мотивов межличностных отношений у подростков, направленных на снижение агрессии» и «Реабилитация подростков с агрессивным поведением».

Задачи исследования: развитие мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков – блокирования агрессивного поведения, осознания опасений и страхов, желания «быть, как все» и сле¬довать принятым социальным нормам, любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям, а также развития чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого как мотивов межличностных отношений

Программа содержат описание развивающих программ, на¬правленных на формирование различных сторон «Я» подростка - умений и навыков межлич¬ностного общения, воспитание уверенности в себе и навыков самопознания, мотивации всех видов деятельности.

Развитие мотивации межличностных отношений выбрано целью данной программы потому, что она определяет все многообразие отношений индивида с другими людьми и в значительной мере определяет психологическое благополу¬чие индивида, являясь показателем личностного здоровья, блокатором негативных эмоций.

Сами межличностные отношения в данном случае понимаются достаточно широко - как любая деятельность для другого человека.

Проведение тренинговой части программы с подростками не требует специаль¬ных материалов: нужны только бумага для рисования и для записей (вместо последней можно применить тетради, которые на время перерыва между занятиями хранятся у ведущего), наборы цветных карандашей (можно обычные 6-цветные) по числу участников группы, листки бумаги с булавками для именных табличек и «бланков телеграмм». Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу.

В данной программе мы условно выделили три этапа — ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соот¬ветствии с задачами тренинга в ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития мотивации межличност¬ных отношений:

Заключение:

Итак, проанализируем данные, поученные в результате нашего исследования.

Проанализируем полученные данные, сопоставляя их с данными констатирующего эксперимента. Практически у всех подростков улучшились количественные показатели. Уровень тревожности с очень высокого переместился на отметку «высокий» у 6 подростков: Михаила Д., Владимира Ю., Павла Д., Петра Г., Андрея С., Николая Ц.,

С «высокого» уровня на «несколько повышенный» перешли 3 подростка: Семен П., Анатолий Ж., Владимир М., Виктор С. Сергей Ф. и Александр О.

Уровень тревожности по отдельным критериям улучшился у нескольких подростков, как например, у Григория А., Юрия С., Артура А. и Петра В., но это не повлияло на снижения общего уровня тревожности сообразно данным таблицы 2. 2.

Однако имеются два случая ухудшения результатов контрольного эксперимента: у Евгения В. и Егора В. уровень тревожности из графы «несколько повышенный» резко перешел в графу «очень высокий, минуя уровень «высокий». Наша исследовательская группа объясняет это тем, что эти подростки присутствовали на коррекционных занятиях, в том числе и групповых только первую половину исследуемого периода, пропускали многие занятия. Как вскоре выяснилось, они убежали из дома, связались с сомнительной компанией аморальной направленности, и с помощью методов психолого-педагогического воздействия смогли поучаствовать в контрольном эксперименте.

Перемещений с «очень высокого» уровня на «несколько повышенный» в ходе эксперимента не наблюдалось, как и не наблюдалось ситуаций с показателями «норма» и «чрезмерное спокойствие» во всех случаях.

В заключение хотелось бы отметить, что девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Таким образом, полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. Какие же это условия?

Первое. Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом Лесгафт предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, "забивая ребенка хуже, чем розги", делает человека безнравственным потребителем

Похожие работы на данную тему