Введение:
Процессы социально-экономического реформирования системы здравоохранения определяют необходимость оптимизации спроса, предложения и потребления медицинских услуг, рационального использования имеющихся ресурсов и выделяемого финансирования. В то же время такие аспекты организации здравоохранения, как отношение населения к потребляемой медицинской помощи, динамика спроса на различные виды медицинской помощи, оценка ее качества, технологичности и экономической эффективности, никогда не анализировались и не являлись критериями оценки результативности деятельности отрасли.
Рынок медицинских услуг имеет место тогда, когда существует потенциальная возможность для обмена. Рынок медицинских услуг определяется наличием двух сторон - нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их; наличием субъектов рынка - необходимых медицинских учреждений, где могут осуществляться реализация и потребление медицинской услуги или товара; наличием свободы выбора взаимных предложений производителей и потребителей медицинских услуг.
Сложившаяся в течение последних десятилетий система здравоохранения в России перестала отвечать возросшим требованиям населения к качеству оказываемой медицинской помощи, сложившимся ценностям, нормам жизни, макроэкономическим факторам, изменениям биосферы земли и условий жизнедеятельности населения.
Еще больше положение усугубляется низкой заработной платой, постоянным недофинансированием потребностей здравоохранения.
В настоящее время, в период развития предпринимательства, начали появляться платные медицинские учреждения, и именно эти организации стали практически единственной возможностью получения качественной медицинской помощи.
Как правило, в таких организациях устанавливается новейшая медицинская техника, и работают лучшие специалисты регионов. Соответственно в данных учреждениях зачастую оказывают более квалифицированную помощь, чем в обычных поликлиниках. И хотя для некоторой категории граждан услуги данных организаций остаются недоступными, в силу их платности, больший процент населения признают многократные преимущества коммерческих медицинских учреждений перед бюджетными организациями.
Глава 2:
В настоящее медицинские учреждения города ПГТ Белый Яр представлены только одной Белоярской центральной районной больницей и двумя аптечными пунктами.
В рамках настоящего бизнес-плана предполагается создание аптечного пункта, на базе которого в дальнейшем будет создан частный медицинский центр.
Целями данного бизнес-плана являются:
1. Обоснование рентабельности выбранного вида деятельности – реализации медикаментов населению через аптечный пункт;
2. Выявление условий рынка, действующих в отрасли конкурентов и прогноз продаж готовой продукции;
3. Оценка ожидаемых финансовых результатов бизнеса.
Задачами предприятия в инвестиционный период будет закрепиться и расширить управляемый сегмент рынка сбыта медицинских препаратов населению; получение прибыли.
Планируется, что аптечный пункт будет брать под реализацию медикаменты у оптовых фармацевтических компаний Томска и Сибири.
Цены, устанавливаемые на медицинские препараты, будут не высокие, предприятие ставит себе целью привлечь клиентов, в том числе и доступностью услуг для большинства пациентов.
При реализации проекта будет создано 4 новых рабочих места.
Для реализации проекта потребуется сумма в размере 1200 тыс. руб., она будет сформирована из собственных средств организации.
Прибыль за первые три года деятельности составит соответственно -178 тыс. руб., 909 тыс. руб. и 1143 тыс. руб. соответственно.
Окупаемость проекта не превышает двух лет.
В целом предприятие является прибыльным и эффективным, а, следовательно, привлекательным для инвестиций.
2. Характеристика окружающей среды
Здоровье населения, как социально-экономическая категория, представляет собой важнейшую составляющую национального богатства. Для поддержания здоровья населения потребляется существенная часть валового внутреннего продукта, но и само здоровье человека является необходимым ресурсом для производства материальных благ.
Улучшение состояния здоровья населения является важнейшей проблемой любого общества. В тоже время последние десятилетия убедительно показали, что уровень общественного здоровья нации зависит непосредственно от уровня развития системы здравоохранения только на 10%. По 20% зависит от экологии и характера питания и 50% от образа жизни. В этом кроются огромные возможности в улучшении здоровья нации и каждого конкретного гражданина в отдельности.
Профиль предприятия, создание которого предполагает данный бизнес-план, учитывая вышесказанное, имеет дополнительные преимущества – люди будут болеть всегда, и для лечения им будут необходимы медикаменты, которые они будут приобретать именно в аптеках.
В Белом Яру сложилась критическая ситуация с реализацией государственных гарантий предоставления населению города медицинской и лекарственной помощи. Острая нехватка финансовых ресурсов, которых не хватает даже на содержание стационарной сети, не говоря об оплате амбулаторно-поликлинической службы, поэтому большинству жителей приходится обращаться к платным медицинским услугам и самим покупать лекарственные препараты.
Заключение:
Проведенное исследование состояния системы здравоохранения на примере ПГТ Белый Яр Верхнекетского района Томской области позволило сделать вывод, что в малом городе сложилась критическая ситуация с реализацией государственных гарантий предоставления населению медицинской и лекарственной помощи. Ощущается острая нехватка финансовых ресурсов.
Очевидно, что потребность населения в медицинской помощи определяется взаимодействием ряда факторов, среди которых основными являются социально-экономические и климатогеографические условия жизни, экологическая обстановка, развитие сети медицинских учреждений и обеспечение их врачами-специалистами, доступность помощи и уровень санитарно-гигиенической культуры населения. Совокупность этих факторов обусловливает высокую распространенность заболеваний у жителей малых городов, к которым относится ПГТ Белый Яр. Также часто встречаются запущенные состояния, разрешение которых требуют медицинской помощи высокого качества на платной основе, оказание которой в ЛПУ ПГТ Белый Яр не возможно, во-первых, из-за нехватки высококвалифицированных специалистов, современного оборудования и медицинских препаратов. Поэтому населению Белого Яра приходиться обращаться в медицинские учреждения Томска, что влечет серьезные материальные проблемы.
Финансовое состояние районной больницы не позволяет закупать современные дорогостоящие препараты и технику. Это приводит к тому, что врачам приходится выписывать дешевые устаревшие препараты, уже давно не используемые в современной медицине и проводить диагностику заболеваний на устаревшей, мало пригодной технике, что, естественно, влечет за собой ряд проблем, среди которых наиболее остро стоит проблема неправильной или не точной постановки диагноза.
Данные исследования здравоохранения позволили сделать следующие выводы:
Медицинская помощь, которая по закону должна предоставляться бесплатно, является платной для значительной части населения.
В структуре расходов населения на лечение в медицинских учреждениях преобладают легальные формы оплаты и затраты на приобретение медикаментов.
Неформальная оплата медицинской помощи обусловливается не только недостатком государственного финансирования здравоохранения, но и интересами части врачей и части пациентов.
Большая часть населения воспринимает расходы на медицинскую помощь как вынужденные, но часть населения готова к ограничению государственных гарантий и легализации соучастия пациентов в оплате медицинской помощи.