Введение:
В данной исследовательской работе подробно рассмотрены наблюдения за развитием ребенка. Выявления его индивидуальных способностей и психических особенностей, делающих каждую личность уникальной, неповторимой.
Актуальность темы в том, что исследование проводилось в индивидуальной работе с ребенком среднего дошкольного возраста, в течении 1.5 лет. Работа с ребенком началась когда ему было 2.5 года и длится до сегодняшнего дня, когда ему уже 4 года.
А поскольку индивидуальный подход и состоит из выявления психических особенностей и способностей ребенка, то исследования проводились путем наблюдения и ориентированием на свойства, индивидуальность, характер самого ребенка.
Выявление индивидуальных способностей ребенка и помощь ему в раскрытии этих его индивидуальных свойств и является актуальностью данной работы.
Цель данной работы, исследований заключается в:
• выявлении степени зависимости ребенка от одного из родителей или обоих сразу;
• выявить направленности, интересы ребенка;
• выявить трудности, помехи, возникающие в психоэмоциональном развитии ребенка;
• анализ характера отношения ребенка к вещам, которые он воспринимает как свою собственность;
• анализ отношений ребенка с обоими родителями;
• анализ взаимоотношений ребенка с окружающими его (бабушками, дедушками, другими детьми)
• выявление скрытых желаний ребенка, неосознанных страхов и тревожности;
• выявление степени доверия ребенка к окружающему миру и окружающих его людей;
В связи с этим задачами исследований являются:
• выявление факторов, влияющих на развитие способностей ребенка;
• подключение родителей, сотрудничество с ними в развитии ребенка;
• стимулирование в умственном, эмоциональном и физическом развитии ребенка;
• подготовить ребенка к социальным взаимодействиям (детский сад, школа)
Глава 3:
Общение ребёнка со сверстниками осуществляется в игре.
Младшими дошкольники воссоздают в игре отношения в очень ограниченном, узком круге сюжетов. Как правило это игры, связанные с непосредственной практикой самих детей. Позднее воссоздание отношений людей становится в игре главным моментом. Так как игра у детей среднего дошкольного возраста протекает следующим образом. Действия производимые ребёнком не повторяются бесконечно как это было прежде , а одно действие сменяться другим. При этом действия совершаются не ради самих действий, а чтобы выразить определённое отношение к другому человеку в соответствии с взятой ролью. Эти отношения могут разыгрываться и с куклой, получившей определённую роль. Например, если ребёнок среднего дошкольного возраста играет в ”обед ”, то он режет хлеб и подаёт его к столу. Предлагая куклам, изображающими детей, кашу, ребёнок взявший на себя роль воспитательницы или няни, следит, чтобы все дети (куклы), съели всё кушу и не разговаривали между собой во время еды. Орудийные действия, производимые, дошкольником среднего возраста более свёрнуты, чем у младших дошкольников. В сюжетных играх дошкольников среднего возраста основным содержанием становятся отношения между людьми.
Развернутая передача отношений между людьми в игре учит ребёнка подчиняться определенным правилам. Знакомясь через игру с общественной жизнью взрослых, дети всё больше приобщаются к пониманию общественных функций людей и правил отношений между ними.
Первые формы взаимоотношений являются в стремлении ребёнка приблизиться к другому ребёнку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для совей игры, в несмелой улыбке подаренной другому ребёнку, в момент, когда дети встретиться взглядом. Такие легкие контакты ещё не изменяют самого существа игры- каждый ребёнок играет сам по себе по возможности соблюдая ”дисциплину расстояния” (дистанцию).
С развитием игровых умений и усложнений игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребёнок обнаруживает что эта жизнь постоянно протекает в обществе во взаимодействии людей друг с другом.
В совместной игре дети учиться языку общения учиться согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимно помощи.
В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего с обозначаемым предметом, и иконические знаки, свойства которых приближены к замещаемому предмету.
Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре выполняют функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета – знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет – его знак – его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.
Игра, как ведущая деятельность человека, имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
В младшем и среднем дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложнившаяся деятельность ребенка.
На протяжении дошкольного возраста продолжает расти словарный запас речи. По сравнению с ранним детством словарь ребенка – дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словаря непосредственно зависит от условий жизни и воспитания, индивидуальные вариации здесь более велики, чем в любой другой области психического развития.
Заключение:
В данной исследовательской работе «Факторы, влияющие на развитие индивидуальных особенностей ребенка (дошкольника) от двух до пяти лет». Подробно рассмотрены как факторы, влияющие на развитие ребенка, так и индивидуальный подход, способствующий не только развитию способностей, но и воспитанию личности в человеке. Распознавание в ребенке свойственных лишь ему индивидуальных психических особенностей и способностей, помощь ребенку в выявлении и развитии их, а также устранение помех и трудностей психического свойства, все это обеспечивает в дальнейшем взрослеющей личности спокойное и гармоничное раскрытие способностей, вступление, бесконлифктное (насколько это возможно), в социальные и межличностные взаимодействия, реализация своих возможностей, понимание себя в этом мире, да и просто своего места в этом мире и приложение по назначению своих способностей.
В данной работе рассмотрено становление личности ребенка, индивидуальный подход в развитии его неповторимости, его способности, а также рассмотрены факторы, помогающие в этом процессе и воздействующие на него. Также не обойдено вниманием и развитие душевных качеств ребенка. Бернард Ливехуд, рассматривая развитие ребенка, пришел к убеждению, что способные, счастливые и умные люди могут вырасти лишь тогда, когда педагогика с самого начала направлена на развитие тела, души и духа. Здесь подробно рассмотрена теоретическая часть становления личности среднего дошкольного возраста.