Введение:
Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования творческих способностей человека, мы сможем влиять на эффективность приемов и методов обучения, на то, как часто применять средства активизации деятельности. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Важным является вопрос о развитии умственных способностей человека, об его одаренности. И самое главное, какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного улучшения процессов воображения.
Ускорение научно-технического прогресса зависит от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Проблема развития способных детей сейчас имеет очень большое значение. Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперед. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране, разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможность как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твердой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.
Проблемой творческих способностей занимались Н.С. Лейтес, Р.С. Матюшкин А.М., Дж. Гилфорт, П. Торренс, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, Э.Де Боно, Дж. Рензулли и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и провести работу по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников возможно при проведении коррекционной работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить методики диагностики творческих способностей.
3. Выявить особенности развития творческих способностей младших школьников.
4. Разработать программу развития творческих способностей младших школьников.
5. Провести работу по развитию творческих способностей младших школьников.
Глава 3:
Программа рассчитана приблизительно на 8-12 занятий с младшими школьниками по 15-30 минут каждое. В программе представлены различные игры, упражнения, игры-занятия, направленные на развитие у детей младшего школьного возраста высших психических функций, интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков, творческих способностей.
Занятия направлены на развитие диалектичности мышления, ассоциативности мышления, системность мышления, развитие интеллектуальных способностей, воображения, восприятия, памяти, способности релаксировать, развитие коммуникативных навыков.
Программа позволяет педагогам и психологам вести работу с учащимися младших классов. Для реализации данной программы необходимо подготовить учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с детьми, вводить в расписание факультативные занятия на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.
Программа развития творческих способностей младших школьников и стимульный материал к коррекционной программе приведены в Приложении 3.
Цель программы: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты: увеличение уровня развития творческих способностей детей экспериментальной группы по сравнению с группой детей контрольной группы.
Программа рассчитана на различные виды развития и проводится в несколько занятий:
ЗАНЯТИЕ 1. Развитие диалектичности мышления. Проводит учитель начальных классов один-два раза в неделю.
Используемая игра:
- «Хорошо-плохо».
ЗАНЯТИЕ 2. Развитие ассоциативного мышления. Проводит учитель начальных классов один-два раза в неделю.
Используемые игры:
- «Что на что похоже»
- «Волшебные кляксы»
- «Словоассоциации»
ЗАНЯТИЕ 3. Развитие системности мышления. Проводит учитель начальных классов один-два раза в неделю .
Используемые игры:
- «Теремок»
- «Собери фигурки»
- «Нелепицы»
ЗАНЯТИЕ 4. Развитие интеллектуальных способностей. Проводит учитель начальных классов один-два раза в неделю .
Цель занятия: создание образов на основе фрагментов изображения, формирование навыков применения схематизации конкретных объектов.
Конечный результат – выполнив это упражнение, дети смогут проявлять интерес к использованию собственных моделей и деятельности.
Вырабатываемые навыки:
- умение самостоятельно создавать модели,
- использование всестороннего и целенаправленного анализа и синтеза, планирование в уме.
Используемые игры:
Заключение:
1. Анализируя различные подходы к изучению понятия способностей, мы пришли к выводу, что наиболее точным является определение Теплова Б.М. Он выделил 3 основных признака способностей:
d) индивидуально-психологические особенности;
e) определяющие успешность выполнения деятельности;
f) несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обуславливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Творчество – психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
2. Нами выявлены условия развития творческих способностей:
d) Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
e) Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);
f) В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность – снижение интересов;
- очень сложная деятельность – снижение темпа, мотивации.
Мы определили факторы, влияющие на развитие творческих способностей:
- исходная предпосылка – врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
соперничество и сотрудничество.
Определили условия для эффективности развития творческих способностей у детей:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
-задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Условием развития творческого развития детей является стабильность их интересов и увлечений. Показатели креативности в этом возрасте могут в определенной мере предсказывать уровень последующего интеллектуального развития, тогда как показатели интеллекта такими предикторами креативности быть не могут.
Креативность (творческий потенциал) является одним из важнейших и часто ведущим фактором одаренности, которая по-разному измеряется разными учеными.