Введение:
Восточное побережье Северной Америки (где сложились такие крупней-шие государства, как Соединенные Штаты и Канада, с особым государственно-политическим укладом) евро¬пейцы начали осваивать к концу XV в. Инициати-ва и последующая колонизация в основном исходили из Английского королев-ства. Именно по¬этому первоначальная история американских колоний взаимо-связа¬на с английским государством.
Новый этап освоения Северной Америки пришелся на первую половину ХVII в. В это время были основаны поселения, сформиро¬вавшие затем будущее американское общество, а также заложены государст¬венно-политические тра-диции, которые стали предпосылкой буду¬щего государственного самоопреде-ления. Традиции эти несколько различались в колониях, в зависимости от усло-вий первоначального их образования.
Инициатива в освоении новых колоний принадлежала короне: в 1606 г. Яков I пожаловал хартии двум торговым компаниям (Лон¬донской и Плимут-ской) на освоение и управление побережья, разде¬лив между ними земли на две условные колонии — Виргинию и Но¬вую Англию. Эти две области стали осно-вой формирования более 10 колоний (будущих штатов).
Существенной особенностью раннего политического строя колоний было то, что многие носили теократический характер. Никто, кроме членов принятой протестантской церкви, не мог участвовать в правительстве, быть судьей, при-сяжным (установлено в 1631 г.). Политической жизнью, по сути, руководили пасторы.
Глава 4:
События, происшедшие в Америке после 1776 года, так же как и история правительства Британии, заставили «отцов основателей» усомниться, способно ли народное согласие само по себе быть достаточным гарантом свободы. На-родное правительство может оказаться слишком слабым, чтобы предотвратить внутренние беспорядки (как это было в Массачусетсе ). Народное большинст-во может, с другой стороны, обладать склонностью к тирании. Фактически ти-рания большинства, по утверждению Д. Мэдисона, грозит даже более серьез-ными неприятностями, чем власть меньшинства. Сталкиваясь с волей большин-ства, личность не может рассчитывать на помощь общественного мнения или на возможность народного бунта. Следовательно, возникает довольно сложная проблема: как создать правительство, достаточно сильное для того, чтобы управлять государством, но не слишком сильное, чтобы не подавлять свободу граждан. Делегаты совещания в Филадельфии (май 1787 года) считали, что «демократия» в том виде, как ее понимали раньше – то есть власть толпы, об-наруживается, например, в ходе восстания Б. Шейса, – не могла привести к ре-шению проблемы. С другой стороны, аристократия – власть меньшинства – то-же не была выходом из положения, поскольку меньшинство так же можно ис-портить властью, как и большинство. Д. Мэдисон считал, что свободу нельзя защитить только разработкой конституции, которая ограничивала бы полномо-чия правительства.
Сразу после того, как конституционное совещание было созвано и Джордж Вашингтон был избран его председателем, делегация Вирджинии представила всеобъемлющий план, в значительной степени разработанный Мэ-дисоном, с целью учреждения абсолютно нового национального правительства. Этот план в короткое время стал основным предметом обсуждения на совеща-нии.
Соглашаясь рассмотреть «план Вирджиния», участники совещания изме-нили его основную задачу. Они отказались от пересмотра статей Конфедера-тивного договора в пользу создания истинно национального правительства. «План Вирджинии» призывал к созданию прочного национального государства, организованного по принципу существования трех независимых ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Они должны основываться на двух ключевых принципах: общенациональная законодательная власть может принимать решения по всем вопросам, по которым не полномочны действовать отдельные штаты, например, налагать вето на любой или все законы штатов; по крайней мере одна из законодательных палат должна избираться прямым об-щенародным голосованием.
Заключение:
В результате написания данной дипломной работы можно сделать сле-дующие выводы и предложения.
Оценивая в целом конституцию США, нельзя не отметить, что это была самая передовая конституция того времени. Конституция США за¬крепила бур-жуазную республиканскую форму правления, свободную от феодально-монархических порядков, вводила единую федеральную власть. Несмотря на недостатки конституции, связанные с ограниченным харак¬тером прогресса в условиях буржуазного строя, ее принятие и последую¬щую ратификацию следу-ет рассматривать «как консолидацию револю¬ции».
Принятие конституции и установление новой централизованной фе¬деральной системы способствовали укреплению независимого государст¬венного устройства США. Существовали проекты, согласно которым вместо единого государства предполагалось создать несколько конфедераций. В ок-тябре 1786 г. Б. Раш отмечал, что «некоторые наши про¬свещенные люди, усом-нившись в возможности более полного объедине¬ния штатов в рамках конгрес-са, выступили с секретным предложением создать Восточную, Среднюю и Южную конфедерации, объединенные оборонительным и наступательным союзом».
Однако подобного рода проект был опасен для американской неза¬висимости, так как позволил бы Англии и другим иностранным государ¬ствам, играя на противоречиях между конфедерациями, подорвать их независимость: образование США, завершившееся принятием конститу¬ции 1787 г., практиче-ски ликвидировало такого рода возможность. Англия потерпела поражение и потеряла возможность реставрировать свою власть в Америке. Наиболее рья-ные сторонники британской короны, служившие ее опорой и оплотом контрре-волюции, вынуждены были бежать либо были высланы из США. Их собствен-ность конфисковали, вследствие чего перестали существовать многие крупные владения земель¬ной аристократии.