Введение:
Реформирование налоговой системы в России, а также разработка концепций развития налоговой политики на краткосрочную и долгосрочную перспективу на сегодняшний день являются одними из самых актуальных проблем.
Рыночные реформы ушедшего десятилетия, сопровождавшиеся пер-воначальным спадом производства и высокой инфляцией, выдвинули в каче-стве главной задачи бюджетно-налоговой политики повышение собираемо-сти налогов. Подобная ситуация предопределила приоритетность фискальной функции налоговой системы, инструментом реализации которой, как извест-но, являются прежде всего косвенные налоги.
Косвенные налоги необходимо рассматривать не только как важней-ший источник финансовых ресурсов государства, но и как инструмент, по-зволяющий оказывать стимулирующее воздействие на производственные процессы, на способность данного вида налогов изымать часть доходов, ушедших из-под прямого обложения, а также видеть в косвенных налогах, наряду с прямыми, прогрессивными налогами, возможность сглаживать со-циальную справедливость посредством бюджетных распределений.
Акцизы являются важным источником налоговых поступлений в пе-реходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной лег-кости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюд-жетные поступления от них стабильны.
Кроме того, акцизы являются средством ограничения потребления по-дакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирования спроса и предложе¬ния товаров.
Глава 3:
Проблема государственного регулирования и контроля за производст-вом и оборотом спирта, водки и ликероводочных изделий в основном имеет две тесно взаимосвязанные составляющие. Первая составная часть связана с обеспечением поступления акцизов в доходную часть бюджета, вторая - с со-кращением производства нелегальной, зачастую фальсифицированной алко-гольной продукции .
Проведенная в России в начале 1990-х годов либерализация иссле-дуемого сектора экономики и фактически полное отсутствие государственно-го регулирования производства и оборота алкогольной продукции привели к резкому снижению объемов легального производства (особенно в 1996 г. - с 123 млн дал. до 70,6 млн дал.) и, как следствие, к уменьшению доли акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в доходах бюджета Российской Федерации в 1997 - 2000 гг. в среднем до 2%. В 2001 г. ликероводочное про-изводство обеспечило лишь около 1,5% бюджетных доходов .
В настоящее время регулирование и контроль за производством и оборотом алкогольной продукции фактически осуществляют 15 государст-венных структур. При этом для координации деятельности данных органов на федеральном уровне создана Межведомственная правительственная ко-миссия. Аналогичные межведомственные комиссии, коллегии и рабочие группы созданы и в каждом субъекте Российской Федерации.
Однако до сих пор государственные органы, осуществляющие регу-лирование рынка алкогольной продукции даже не имеют точных данных об общем объеме производства в Российской Федерации ликероводочных изде-лий. В частности, по данным МНС России этот объем оценивается в 250 млн дал., а по данным Минэкономразвития и торговли России он составляет еще более - около 300 млн дал.
При этом объем легального производства водки и ликероводочной продукции составляет ежегодно порядка 120 - 130 млн дал. Данные о загруз-ке производственных мощностей спиртовых и ликероводочных заводов так-же дают основания полагать, что официально зарегистрированные мощности указанных предприятий используются зачастую для нелегального производ-ства алкогольной продукции, уровень которого в последние годы составляет от 40 до 50% общего объема производства в стране. Соответственно потери бюджетов всех уровней оценены в 2001 г. на уровне 40 млрд руб.
Заключение:
Подводя итог данной дипломной работы, можно сделать следующие выводы.
В Российской Федерации, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована. Данная ситуация обу-словлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой по-литикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства.
Ряд негативных последствий применения действующего механизма взимания акциза с алкогольной продукции определяет необходимость его реформирования, в частности, представляется целесообразным:
• исключить из перечня подакцизной продукции спиртосодержащие растворы, содержание непищевых примесей в которых превышает 30% от объема, при условии одновременного внесения изменений в ГОСТы, норма-тивно-техническую документацию обязательного требования о применении цветных денатурирующих добавок, устранение которых невозможно в про-цессе ректификации. В качестве подакцизной продукции следует сохранить только пищевую алкогольную продукцию, изготовленную на основе этило-вого спирта, произведенного из пищевого сырья. Для борьбы с незаконным производством алкогольной продукции из денатурированного спирта, этило-вого спирта, произведенного из непищевого сырья, следует ввести более же-сткие меры уголовного наказания к недобросовестным производителям;