Введение:
Неотъемлемыми факторами любой нормально функциони¬рующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
С развитием цивилизации, технического прогресса и куль¬туры, распадом семейно-родственных и общинных связей го¬сударство все более активно принимало на себя функцию га¬ранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению соци¬альной защиты населения в самостоятельный вид деятельно¬сти, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.
Актуальность темы «Финансовое планирование в учреждениях социальной защиты населения» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям.
Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым эле¬ментом. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. В постоянно меняющихся условиях бюджетного финансирования, роль финансового планирования в учреждениях социальной защиты населения возрастает. Так, финансо¬вые ресурсы, направляемые на социальную защиту, нахо¬дятся в ведении различных министерств, фондов и не всегда могут быть скоординированы на конечную цель. А финансовое планирование позволяет более эффективно расходовать выделяемые средства на обеспечение госу¬дарственных социальных гарантий.
Таким образом, для развития и успешного функциониро¬вания системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирова¬ния.
Глава 3:
Финансирование МУ « Комитет социальной защиты населения МО «Ульяновский район Ульяновской области» осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций, общественных организаций, граждан,.
Средства, которые организация получает свыше ассигнований, называются внебюджетными. Важное значение в современных условиях в качестве источника финансовых ресурсов имеют собственные внебюджетные средства, которые представлены различными видами поступлений от предпринимательской деятельности бюджетных организаций.
Под предпринимательской деятельностью понимается любая приносящая доходы (за исключением бюджетного финансирования) деятельность, в том числе по профилю бюджетной организации. Все поступающие средства имеют одну общую цель – обеспечить профильную и хозяйственно-эксплуатационную деятельность бюджетной организации. Все они должны быть использованы по видам и направлениям расходов, предусмотренных бюджетной классификацией. БК все эти доходы объявлены неналоговыми доходами соответствующего бюджета.
Внебюджетные поступления в МУ « Комитет социальной защиты населения МО «Ульяновский район Ульяновской области» подразделяются на подгруппы:
— средства, полученные от предпринимательской деятельности;
— безвозмездные поступления (благотворительные средства).
В МУ « Комитет социальной защиты населения МО «Ульяновский район Ульяновской области» существуют проблемы, связанные с финансовым планированием внебюджетных поступлений. Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства). Все внебюджетные средства вместе с бюджетными ассигнованиями должны отражаться в смете доходов и расходов в МУ « Комитет социальной защиты населения МО «Ульяновский район Ульяновской области» не ведется финансовое планирование внебюджетных средств.
По мере расширения внебюджетной деятельности учреждений социальной защиты населения, она, внебюджетная деятельность, превращается в субъект экономической деятельности. Это требует использование новых, более современных подходов к управлению финансово-хозяйственной деятельностью.
Внебюджетную деятельность можно представить как сумму бизнес - процессов, как множество внутренних видов деятельности, концепция управления такими видами деятельности предполагает повышение продуктивности внебюджетной деятельности. Выработка новой стратегии финансового управления основывается на определении принципов и ценностных ориентаций. Эффективное управление финансами – одно из важных средств для достижения намеченной цели. Создание необходимых условий для ее осуществления – главная задача финансово-хозяйственной деятельности, основными направлениями которой можно назвать экономико-аналитическое, планово-финансовое, учет и контроль, стратегическое планирование.
Выделяется несколько этапов управления внебюджетной деятельностью: планирование, реализация планов, контроль.
Анализ финансового состояния внебюджетной деятельности МУ « Комитет социальной защиты населения МО «Ульяновский район Ульяновской области» необходим на разных этапах (ежеквартальный, полугодовой, годовой). Помимо этого необходимо провести общий анализ финансового положения организации, позволяющий понять истинное положение финансового состояния МУ « Комитет социальной защиты населения МО «Ульяновский район Ульяновской области», соотнести его с фактическими потребностями. Результаты анализа позволят сделать выводы, на основании которых становится возможным разработать направления по улучшению финансово-хозяйственной деятельности, более обоснованно подойти к планированию внебюджетных поступлений на следующий год и легче строить прогнозы на перспективу. В условиях рыночной экономики и достаточной самостоятельности учреждений социальной защиты населения в корне должен измениться подход к планированию и контролю финансовой деятельности.
Заключение:
Изучив теоретические основы финансового планирования, можно сделать вывод, что деятельность любой организации невозможна без планирования. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику.
Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью планирования внутри любой организации.
Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе.
Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
1) делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
2) проясняет возникающие проблемы;
3) улучшает координацию действий по финансированию;
4) способствует более рациональному распределению финансовых ресурсов;
5) улучшает контроль в организации.
Эффективность работы организаций по социальной защите во многом зависит от продуманности механизма финансирования социальной сферы.
Основным видом финансовых ресурсов организаций социальной сферы является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления финансовых средств.
Важным элементом финансирования являются методы предоставления средств их бюджета. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют перераспределение средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в использовании финансовых ресурсов.