Введение:
Как и любая отрасль права, гражданское право регулирует соответствующие общественные отношения, круг которых необычайно обширен, что исключает возможность определения его исчерпывающего перечня. Названная тема вот уже на протяжении нескольких десятилетий находит свое место в дискуссиях ученых –юристов. Это обусловлено тем, что любое правоотношение характеризуется наличием субъекта, который наделен определенной совокупностью прав и обязанностей, а потому он является одним из важнейших фундаментальных понятий гражданского права как отрасли права гражданско-правовой науки и гражданского законодательства (понятие субъекта права), т.е. лиц, являющихся участниками имущественных и личных неимущественных отношений, входящих в предмет гражданско-правового регулирования. Тем более, что отсутствие такового предполагает отсутствие каких –либо отношений вообще.
Выбор темы настоящей дипломной работы обусловлен целым рядом причин. Во-первых, в известном смысле гражданское право действительно можно считать «правом граждан», так как оно предназначено регулировать подавляющее большинство их взаимоотношений имущественного, а в определенной мере неимущественного характера. Во-вторых, правовые нормы претерпели значительную новеллизацию механизма правовой регламентации гражданско-правового статуса физических лиц, что требует своего теоретического исследования. Это, безусловно, говорит о необходимости глубокого и серьезного изучения выбранной темы, ведь, образуя сложную взаимосвязь включенных в нее элементов правосубъектность определяет направление деятельности каждого участника гражданских правоотношений, а значит образует и сами отношения.
Глава 4:
Например, лицо не исполнило или ненадлежаще исполнило свое обязательство. По общему правилу (п. 1 ст. 401 ГК РФ) такое лицо несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Если же такое нарушение связано с предпринимательской деятельностью, то ответственность наступает независимо от вины. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 25.08.98 № 6641/97 по рассмотренному в порядке надзора делу по иску Государственной налоговой инспекции по Сланцевскому району Ленинградской области о прекращении предпринимательской деятельности предпринимателя без образования юридического лица Г. на основании статьи 6 Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и пункта 11 статьи 7 Закона "О государственной налоговой службе РСФСР" указал, что нормы Гражданского кодекса РФ о ликвидации юридического лица, которая влечет его прекращение, не могут быть применены к предпринимательской деятельности граждан - предпринимателей. Кроме того, действующим законодательством налоговым органам не предоставлено право обращаться в суд с исками (в том числе и в связи с нарушением гражданами-предпринимателями Закона «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением») об аннулировании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя и прекращении в связи с этим его предпринимательской деятельности по данному регистрационному свидетельству, поэтому такие споры не подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Это лишний раз говорит о том, что гражданин-индивидуальный предприниматель обладает особым юридическим статусом, приобретая который он может в полной мере воспользоваться предоставленным ему законодателем комплексом прав и, соответственно, отвечать по обязательствам, вытекающим из его гражданско-правовых отношений.
Заключение:
Анализируя раскрытую тему, хотелось бы остановиться на том, что рассмотренные содержания понятий правоспособности и дееспособности рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые понятия, каждое из которых занимает свое место в процессе правового регулирования гражданских отношений физических лиц. В то время когда правоспособность служит определенной предпосылкой наделения граждан совокупностью прав, дееспособность служит правовым инструментом претворения этого права в жизнь, является возможностью реализации предоставленных прав. Количество ограничений дееспособности является показателем степени свободы граждан в обществе, поскольку, чем больше они ограничены в возможности реализации своих прав, тем меньше свободы у каждого из участников гражданских правоотношений. Однако, с другой стороны, ограничение дееспособности преследует цель защиты законных прав отдельно взятого индивидуума, а значит, призвано именно защитить его, а не лишить его свободы действий.
Правосубъектность является ключевым элементом гражданских правоотношений вообще, и является, основой гражданского законодательства, ибо теснейшим образом связана как с гражданином, так и с государством, Именно, правосубъектность устанавливает механизм реализации, механизм защиты от нарушения предоставленных каждому гражданину прав.
Делая выводы, отдельно хотелось бы акцентировать внимание на том, что между рассмотренными понятиями «правоспособность» и «дееспособность» нет равности, поскольку они не тождественны друг другу, и находясь в совершенно разных «измерениях» рассматриваются для характеристики правового статуса гражданина в совокупности. В процессе исследования данной темы мною были выделены следующие существенные различия: