Введение:
Актуальность исследования. В современной психологии существует множество определений и теорий личности, тем не менее можно выделить два подхода к пониманию развития личности в онтогенезе. Так, одни иссле-дователи считают, что говорить о личности можно только тогда, когда чело-век достиг определённого, достаточно высокого уровня психического развития. При этом главным критерием того, что он действительно стал лич-ностью, является его способность произвольно изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами. Личность способна соз-нательно управлять собой, своим поведением и психическими процессами. В полной мере способность управления собой может быть свойственна только взрослому человеку. В то же время, в рамках данного подхода возникновение личности в онтогенезе может быть отнесено к какому-либо определенному возрасту. Так, например, А.Н. Леонтьев связывает этот момент со старшим дошкольным возрастом, где возникает иерархия мотивов; а второй точкой рождения личности называет подростковый период, где происходит интен-сивное развитие самосознания; А.В. Запорожец – с младшим дошкольным возрастом и проживанием кризиса 3 лет, в процессе которого ребенок начи-нает осознавать себя; Д.И. Фельдштейн – с подростковым возрастом, когда у растущего ребенка возникает ориентация на общественно-полезную деятель-ность и т.п.
Другой подход к пониманию личности исходит из того, что любой че-ловек, поскольку он человек, является личностью. С этих позиций новорож-денный ребенок также является личностью. В контексте этого подхода на каждом этапе онтогенеза личность имеет свои возрастные особенности, и на каждом возрастном этапе необходимо создавать соответствующие условия для полноценного развития личности.
Глава 2:
Поскольку наше формирующее исследование носило многоплановый характер, представляется целесообразным выделить несколько аспектов для анализа его результатов.
Основной целью факультативных занятий по практической психоло-гии «Мир во мне» и «Я в мире» было целенаправленное преодоление про-блем личностного развития в раннем юношеском возрасте. Именно с этой целью мы и пытались построить личностно-ориентированное обучение, то есть обучение, которое с самого начала было ориентировано на внутренние особенности учащихся, и в процессе которого юноши и девушки могли чув-ствовать себя субъектами этой деятельности. Именно поэтому нас, в первую очередь, интересовало мнение учащихся о проведенных занятиях.
Для этого мы предложили учащимся младших курсов ПТУ выполнить задание по следующей инструкции: «С Вами были проведены занятия по практической психологии, которые не входит в обязательную программу. Напишите, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:
1) Нужны ли такие занятия?
2) Что Вам больше всего понравилось?
3) Повлияло ли то, что Вы узнали на Вашу жизнь? (что дало обуче-ние?)
3) Предложения и дополнения; (что бы Вы убрали\добавили).
Полученные данные обрабатывались методом контент-анализа, свод-ные результаты наиболее часто встречающихся ответов приведены в табли-це 1.
Заключение:
Данное исследование было посвящено изучению проблем личностного развития в раннем юношеском возрасте и рассмотрения путей их преодоле-ния. Анализ психологической литературы по проблемам особенностей разви-тия в юношеском возрасте показал, что этот период развития является наименее изученным, что в нем однозначно не определены ни центральное психологическое новообразование, ни ведущая деятельность. Вместе с тем, многие исследователи указывают на то, что юноши и девушки направлены на свой внутренний мир, на познание самого себя.
Рассмотрение юношеского возраста в логике работ, посвященных про-блемам периодизации психического и личностного развития, позволило нам выделить волю как центральное новообразование и особую игровую дея-тельность, где предметным содержанием является внутренний мир личности.
Анализ психологической литературы по проблемам развития в юноше-ском возрасте, а также рассмотрение юношеского периода в общей логике развития личности в онтогенезе показало, что у старшеклассников, у уча-щихся младших курсов ПТУ должен сложиться образ себя, и что они спо-собны действовать (манипулировать) с этим образом. В то же время констатирующий эксперимент показал, что значительная часть учащихся имеют проблемы и трудности, которые по нашему предположению связаны и с несформированностью образа «Я», и с отсутствием способов его измене-ния. Анализ полученных результатов показал, что у значительной части уча-щихся нет ориентации на внутренний мир себя и другого, что они не могут занять надситуативную позицию по отношению к себе и своей деятельности, что они часто оказываются малоинициативными в вопросах самоизменения и не умеют осмыслять собственные достижения и проблемы. Другими слова-ми, можно сказать, что у значительной части учащихся младших курсов ПТУ имеются проблемы с собственным волевым поведением. При этом имеется в виду, что субъект не может ни осмыслять собственные волевые проявления, ни управлять ими. Поэтому задачей нашего формирующего эксперимента было создать условия для целенаправленного развития воли в раннем юно-шеском возрасте.