Дипломная по теме: Формирование профессиональной компетентности практического психолога

Название работы: Формирование профессиональной компетентности практического психолога

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

181 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………..3 - 7

Глава I. Теоретические основы профессиональной компетентности

1. 1. Профессиональная компетентность как профессионально

важное качество личности ……………………………………………………...8 - 12

1. 2. Структурные компоненты профессиональной деятельности

практического психолога …………………………………………………….12 - 25

Глава II. Психолог как субъект профессиональной деятельности

деятельности

2. 1. Профессиональная компетентность практического психолога как

характеристика его труда …………………………………………………….26 - 28

2. 2. Коммуникативная компетентность как структурный компонент

профессиональной компетентности психолога ……………………………..28 - 46

Глава III. Опытно-экспериментальное исследование коммуникативной

компетентности практического психолога

3. 1. Постановка цели, задачи и методики

организации исследования ……………………………………………………47 - 62

3. 3. Программа по развитию коммуникативной компетентности

будущих психологов…………………………………………………………...62 - 96

Заключение …………………………………………………………………...97 - 100

Литература …………………………………………………………………..101 - 106

Приложение …………………………………………………………………107 - 181

Выдержка:

Введение:

Смена образовательной парадигмы с когнитивно-ориентированной на лич-ностно-ориентированную порождает проблему критериев эффективности про-фессиональной подготовки специалистов в вузе и, соответственно, содержания форм и методов самого процесса обучения. Особенно актуальной эта проблема является для процесса профессиональной подготовки практических психоло-гов, поскольку объектом труда данной профессиональной группы является не какой либо объект (явление природы или научное понятие), а человеческая ин-дивидуальность во всей ее неповторимости.

Для подготовки настоящего профессионала-психолога, способного дейст-вительно понять внутренний мир другого человека, постичь его неповтори-мость и очень адресно помочь этому человеку, успешно решить его проблемы, требуется очень продуманная в целом, и в деталях система психологического образования и воспитания.

Поскольку в личностно-ориентированной образовательной парадигме цен-тральное место отводится самоактуализирующейся личности, т.е. сам процесс образования должен пониматься как формирование и развитие профессиональ-ной культуры будущего специалиста. Последнее время исследователи данной проблемы в качестве критерия вузовской профессиональной подготовке выде-ляют понятия «компетентность специалиста», определяя его как сложный ком-плекс характеристик, включающих в себя, помимо когнитивной и операцио-нально-технологической составляющих, мотивационную, этическую, социаль-ную и поведенческую, а также результаты обучения в виде знаний и умений, системы ценностных ориентаций, привычек и др.

Наблюдая за политиком, руководителем, бизнесменом и просто человеком, вступившим в 21 век, осознаешь потребность каждого из них в помощь профес-сионального компетентного психолога.

Глава 3:

Тема 1: Предмет, задачи и проблемы психологического консультирования.

Цель: знакомство студентов с предметом, определением и целью психологи-ческого консультирования; рассмотреть психологическое консультирование в отечественной и зарубежной психологии; осуществить главный упор в данной теме на гуманистические теории.

Основные понятия: психологическое консультирование, психологическая те-рапия, структура процесса психологического консультирования.

Вопросы:

1. Определение предмета психологического консультирования в отечест-венной и зарубежной психологии.

2. Структура процесса психологического консультирования.

3. Проблемы психологического консультирования.

Литература:

1. Кочунас Р. Основы психологического консультирования.- М., 1999.

2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. –М., 1994.

3. Немов Р. С. Основы психологического консультирования.- М., 1999.

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля

I. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов (Приложение 7).

II. Выберите из предложенных вариантов определения консультирования (Приложение 7), то которое по-вашему мнению, лучше всего определяет суть этого процесса. Обоснуйте свой ответ.

III. Выделите основные составляющие консультирования. Затем сравните свой ответ с гипотезой К. Роджерса. В чем вы согласны и не согласны с психологом.

IV. Упражнение «Прояснение значения понятия «консультирования» (прило-жение 7).

Информационная карточка 1.

Обычно к консультированию не относятся:

• Предоставление советов со стороны консультанта;

• Психотерапия;

• Лечение серьезных психических заболеваний;

• Решение всех возникающих в жизни проблем.

Тема 2: Теории личности и психологическое консультирование.

Цель: изучить теории личности различных подходов, сформировать у студен-тов представление о гуманистических теориях личности.

Основные понятия: личность, личностно-центрированное консультирование, гештальт-консультирование, транзактный анализ, логотерапия, поведенческая терапия, рационально-эмотивное консультирование.

Вопросы:

1. Психоаналитические теории личности и психологическое консультирова-ние.

2. Гуманистические теории личности и психологическое консультирование.

3. Когнитивные теории личности и психологическое консультирование.

Литература:

1. Кочунас Р. Основы психологического консультирования.- М., 1999.

2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. –М., 1994.

3. Немов Р. С. Основы психологического консультирования.- М., 1999.

Вопросы и задания для упражнений и самоконтроля

I. Прокомментируйте приведенный фрагмент и сравните его с тезисами кон-цепции К. Роджерса. приложение

II. Составление таблицы по учебнику Р. Кочунас. Основы психологического консультирования.- М., 1999.

Заключение:

Отличительные для конца XIX – начала XXI вв. изменения в характере образования – в его направленности, целях и содержании – все более явно ори-ентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», модернизации отечественного образо-вания на период до 2010г., означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы и ориентацию на компетентность как результат образования.

Переход к использованию понятия «компетентность» при описании жела-тельного образа специалиста с высшим образованием в образовательных стан-дартах может быть обоснован следующими обстоятельствамия:

1. Учитывая обобщенный, интегральный характер понятия «компетентность» по отношению к используемым сегодня в образовательных стандартах терми-нах «знания», «умение», «владение», такой переход обеспечит формирование обобщенной модели качества, абстрагированной от конкретных дисциплин и объектов труда, что позволит в свою очередь, говорить о более широком, чем сегодня, возможном поле деятельности специалиста.

Как представляется, это весьма важно для повышения мобильности моло-дых специалистов на рынке труда.

2. Поскольку модель выпускника вуза, основана на компетентностном подходе, будет иметь значительно меньшее число составляющих ее элементов, чем при ее описании через знания, умения и навыки, то это позволит во первых, более четко и обоснованно, на междисциплинарной основе выделять крупные блоки (модули) в образовательной программе подготовки специалистов, и во вторых, вести сравнение различных образовательных программ именно по ним, а не по отдельным дисциплинам.

Похожие работы на данную тему