ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В период реформирования современное общество вносит существенные изменения в систему образования. Понимание роли и функций образования исходит из приоритетной подготовки подрастающего поколения к полноценной жизни в обществе, развития у него общественно-значимой и творческой активности.
Цели образования неразрывно связаны с развитием актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию и самореализации. Ценностью современного образования становится социально-компетентная личность, разносторонне развитая и успешно социализирующаяся в изменяющемся мире.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ МОУ «СОШ № 19 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» г. МОСКВЫ)
2.1. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углублённым изучением отдельных предметов». Краткая характеристика: Лицензия: Серия А 254275 от 27 июня 2007 года, на 5 лет. Аттестация: дата прохождения 26.02.2007 г. Государственная аккредитация: дата 28.11.2001 г.
Характеристика педагогического коллектива:
1. Общее количество педагогических работников 39; в том числе инженерно - педагогических кадров 1; совместителей 9.
2. Уровень образования педагогов:
- высшее образование 37, в т.ч. педагогическое 36;
- среднее профессиональное 2, в т.ч. педагогическое 2;
3. Уровень квалификации:
- высшая квалификационная категория 29 (69%),
- I квалификационная категория - 6 (15%),
- II квалификационная категория 4 (10%), В том числе Заслуженный учитель -2;
- Почетных работников Общего образования РФ - 4;
- Отличников Народного просвещения - 5;
4. Условия для организации образовательного процесса:
Проектная мощность здания школы - 1200 учащихся.
Наличие библиотеки - имеется;
Наличие столовой - имеется;
Наличие спортзала и спортивной площадки – спортзал имеется, оборудована спортивная площадка;
Имеется 2 компьютерных класса;
Режим работы: учебные занятия с 8.30 до 14.35; ГПД - до 18.00;
Сменность занятий - 1 смена;
Продолжительность занятий (уроков) - 45 минут.
Организация образовательного процесса:
Общее количество обучающихся - 1184;
Все годы существования (15 лет) школа работает без второгодников и отсева. Показатели качества знаний выше, чем в районе: 57 % - 2007 - 2008 учебный год. Сохранение и даже увеличение контингента учащихся (за три года). Качество по ЕГЭ -
- 91,3 % по русскому языку и математике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Байденко В.И., Джерри ван Зантворт, Бианка Енеке. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий. ТАСИС, проект ДЕЛФИ. Доклад 4, апрель, 2001.
Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 2000.
Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. М., 1994. Гришанова Н.А. Развитие компетентности как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика. Кн. 6. - М., 2002.;
Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе - № 9 - 2002.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Модернизация современного образования. М.: Союз, 2007. С. 66-79.
Веселкова Н., Прямикова Е. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург, 2005.
Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав и структура / С. Г. Воровщиков // Наука и шк. : науч.-метод. журнал. - 2007. - N1. - С. 36-38.
Гаибова Е.В. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников // Инновации в образовании - 2006. - № 5. С. 28-39
Гаун О. Знать, понимать, применять: Формирование социальной компетенции // Учитель года: лучшее от лучших - 2004. - № 3. - С. 51-59.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2001. 240 с.
Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-информ. журн. - 2004. - N2. - С. 42-47.
Зборовский Г.Н. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социс. 1997. № 10.
Зимняя И.А. ¬ Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня - № 5 - 2003.
Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып. 2. - М., 1992.
Иванов Л.М., Конева Е.В. Применение условиях общеобразовательной школы России нидерландской модели повышения социальной компетентности подростков (ролевые игры) // Организация и содержание социально-педагогической работы с семьей и детьми. Пособие для практических психологов, социальных и психосоциальных работников. М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2002. С. 118-131.
Иванова С. П. Развитие социальных умений «трудных» подростков в процессе кооперативно-структурированной учебной деятельности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005. № 2. С. 64—69.
Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С . 16—21.
Калинина Н. Тренинг жизненной стойкости в развитии социальной компетентности подростков // Сельская школа: практический журнал руководителей и учителей сельских школ. - 2006. - N2. - С. 120-128.
Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников // Психология и школа: научно-практический журн. - 2005. - № 4. - С. 62-72.
Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. 228 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [электронный ресурс]// Сайт министерства образования РФ. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/min/pravo/276 - свободный.
Куприянова Е.В. Воспитание социальной компетентности школьников // Наука и школа: журнал. - 2006. - № 6. - С. 30-36.
Кущенко И.Ю. Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетентностей школьников // Исследовательская работа школьников: научно-методический журнал - 2006. - № 3. - С. 142-146.
Лукьянова И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование – 2001 - № 4 - С. 41—47.
Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома // Вопросы психологии – 1995 - № 5 - С. 61.
Новиков П.Н., Зуев В.Н. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М., 1996. 270 с.
Подольский О. А. Моральная компетентность современных подростков: психологическое содержание и методы оценки. М.: Сфинкс, 2007. 189 с.
Пономарев М. С. Социальная компетентность у подростков с дезадаптивным поведением. М: Сфинкс, 2006. 131 с.
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников. М., 2003. Ч. 1.
Постникова, Е. Метод групповой работы как один из путей повышения компетенции школьника // Сельская школа: российский педагогический журн. - 2004. – № 2. - С. 75-78.
Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002.
Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект//Журнал практического психолога. 1999 - № 9.
Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. М., 2002.
Самсонова Т. И. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования СПб., 2006. 193 с.
Серякова, С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогоическое образование и наука: научно-методический журн. - 2004. - № 1. - С. 32-35.
Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. Кемерово, 1992. С. 175.
Стратегии модернизации содержания общего образования. М., 2007;
Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 50. – С. 47-51.
Фрумин И. За что в ответе? (Компетентностный подход в образовании) / И. Фрумин // Перемены: педагогиеский журн. - 2004. - № 2. - С. 117-129.
Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. 544 с.
Чернышова С.И. Программа повышения социальной компетенции семьи с детьми-подростками // Организация и содержание социально-педагогической работы с семьей и детьми. Пособие для практических психологов, социальных и психосоциальных работников. М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России». 2002. С. 175-182.
Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие. - М. 2002.
Ярулов А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников // Школьные технологии: научно-практический журн. школьного технолога (завуча). - 2005. - № 2. - С. 97-123.