Введение:
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющих собой период становления личности.
АКТУАЛЬНОСТЬ данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому и становлению социальной коллективности, формированию коммуникативной компетентности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Рассмотрены эти особенности в работах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. (8, 12, 13, 28, 39,45).
Эти исследователи, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович (8) отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересов в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.
В качестве объекта исследования неслучайно выбран процесс коммуникации учеников старшего подросткового возраста. Старшие подростки находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы в подростковом возрасте, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затруднения у подростков в процессе общения, использовать интенсивные методы обучения.
Для формального описания процесса формирования коммуникативной компетентности в психологических исследованиях используются такие понятия, как «коммуникативная компетентность», «коммуникативный опыт индивида», «коммуникация», «активное социально-психологическое обучение».
Глава 2:
На основании полученных данных, их анализе и сравнении можно сделать вывод, что результаты, полученные в ходе третьего этапа (повторной диагностики с использованием методик первого этапа), выглядят более оптимистичными. Ориентация на общение осталась преобладающей (было 10 человек (50%) – стало 12 (60%). Высокий и выше среднего уровень коммуникативных умений показали 15 человек (75%) - было 12 (60%).
Уровень организаторских способностей выше среднего и средний показали 18 человек (90%) - было 8 (40%). Сотрудничать и искать компромисс в конфликте предпочли 17 человек (85%) - было11(55%). Следует отметить, что подростки (100%) проявили склонность к партнерству и мобильность в общении. Снизились показатели эмоциональных барьеров (с 90% (18 учащихся) до 60% (12 человек имеют некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении, явные – уже никто из подростков). Практически все подростки (90%) проявляют умеренную толерантность, 2 человека (10%) – высокую.
Уровень проявления подростками коммуникативной эмпатии повысился с 85% (17 учащихся) до 100% и характеризуется как средний (18 учащихся) и высокий (2 учащихся). Ассертивно действовать при повседневном общении способны 15 подростков (75%), было 13 человек (65%).
Таким образом, итогом работы по программе активного социально-психологического обучения явились то, что подростки в классе стали более открытыми, доброжелательными и терпимыми во взаимоотношениях друг с другом, стали общаться эмоционально и грамотно. Учащиеся начали правильно строить свои отношения со взрослыми, другими детьми. Речь стала выразительной, красочной. При возникновении конфликтных ситуаций наиболее частым стал поиск компромисса и сотрудничество. В целом по классу изменилась коммуникативная установка, стала более благоприятной.
Заключение:
Проведенное теоретически – эмпирическое исследование позволило прийти к следующим выводам.
Обзор литературы в теоретической части данной работы показал то, что для развития человека (подростка в особенности) очень важно уметь общаться. Отмечено, что главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Ведущим видом деятельности становится общение. Общение имеет огромное значение и находится в центре жизни подростка. По мнению многих авторов (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Г.В. Казнова, А.В. Мудрик), трудности в общении, возникновение конфликтных ситуаций, в особенности в подростковом возрасте – одни из сложных проблем в психологии (6, 7, 8, 17, 30, 31). В данном исследовании рассмотрены также отношения между индивидом и группой, выявлены особенности межличностных взаимоотношений подростков. Определено понятие (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов) коммуникативного опыта индивида, коммуникативной компетентности, активного социально-психологического обучения. Под коммуникативной компетентностью необходимо понимать ориентированность в различных ситуациях общения, способность адекватно воспринимать и эффективно взаимодействовать с окружающими, точно передавать информацию (6, 36).
В работе проведено исследование уровня сформированности коммуникативной компетентности подростков. Вне сомнения, что общение – одна из сторон образа жизни человека (особенно в подростковом периоде), не менее существенная, чем деятельность. Именно в общении люди физически и духовно творят друг друга. По мнению М.К. Тутушкиной (44), необходимо помнить о том, что общение – «великий дар природы, оно же – оружие и инструмент. Надо быть с ним осторожным». С детства окружающие люди, предметы, события, принадлежащие к определенной культуре, тысячами невидимых способов вкладывали в человека целую сеть «само собой разумеющихся» стандартных обстоятельств со стандартным смыслом. В разных формах эта сеть обязательно проникает в структуру личности человека, он смотрит на мир и понимает мир, как бы сидя за решеткой стереотипов восприятия и интерпретаций. Это касается не только черт данной культуры, но также и черт семьи, в которой человек (подросток) вырос. Исследование позволило выявить, что социально-семейные (+ случайные) стереотипы представляют собой препятствие и одновременно необходимое условие понимания подростками друг друга и окружающих. Трудно увидеть свои особенности (в измененном виде, приписанные другому). Однако это не только мешает, но и придает стабильность содержанию, как бы уменьшает неопределенность индивидуального произвола в общении. В общении подростков (детей, взрослых) важна открытость как способность непредвзято воспринимать другого. Высокая культура общения дает уверенность, что тебя правильно поймут. Исследование особенностей межличностных взаимоотношений подростков, отношений индивида и группы позволяет сделать следующие выводы. Воспринимая внешний вид, действия, поступки и в целом деятельность человека, мы получаем возможность проникнуть в его внутреннее психологическое содержание, познаем убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности. Однако затруднения в общении все же неизбежны.