Дипломная по теме: Психодиагностика и коррекция типов супружеских отношений в молодых семьях

Название работы: Психодиагностика и коррекция типов супружеских отношений в молодых семьях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

102 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА . Семья как объект психологического

исследования и воздействия 7

0.0. Молодая семья, ее задачи и особенности 7

1.0. Профили брака, типы семейных отношений

и их детерминанты 23

2.0. Особенности диагностики межличностных

супружеских отношений. 31

Выводы по первой главе 39

ГЛАВА . Организация социально-психологической

помощи семье 40

2.1 Постановка проблемы, организация,

методы и методики исследования 40

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42

2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 50

Выводы по второй главе 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

ЛИТЕРАТУРА 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 84

Выдержка:

Введение:

Произошедшие за последние десятилетия трансформации в общественно-государственном устройстве страны обусловили серьезные изменения в жизни российских семей. Значительное число семей находится под негативным воздействием социально-экономических реформ. Процесс реформирования общества способствует возникновению социально-стрессовых ситуаций, которые влияют, в первую очередь, на семейные группы, формируя негативные изменения ее социально-психологического климата и отрицательную групповую динамику большого числа семей.

Семья наиболее восприимчива к нормативным и ненормативным стрессам в начале своего существования, когда складывается образ жизни новой малой социальной группы. В этот период жизни семьи процесс группообразования находится на начальной стадии и процессы социально-психологической адаптации и воздействия стрессов наиболее интенсивны. Это время формирования совместной ценностной системы группы, ее норм, традиций и санкций. В силу сензитивности семейной группы она наиболее подвержена влиянию различных депривирующих воздействий, что обусловило выбор молодых семей в качестве объекта социально-психологической помощи.

В психологии накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака: социально-психологический аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, А.Р. Лурия, В.М. Родионов, И.В. Колмановский); эмоциональные отношения в семье (З.И. Файнбург), их влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи (Ю.Г. Юркевич), причины напряженности в отношениях между членами семьи (В.И Селиванов, К.Н, Волков, В.Б. Голофаст, А.И. Ушатиков и др.); социально-перцептивные процессы в супружеских парах (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Н.Ф. Федотова и др.); распределение супружеских ролей в городских семьях (М.Ю. Арутюнян, Т.А. Гурко, А.Р. Харчев, Ю.А. Якубов, З.И. Янкова и др.). Предпринимаются попытки осмысления основных тенденций развития отношений внутри семьи и организация психологической помощи (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, А.Ф. Северина и др.). Изучаются вопросы влияния родительской семьи на супругов (И.Б. Шкопоров, А.Ю. Тавит, А.Г. Волков. Э.А. Тийт, А. Кеэрберг) и вопросы психологической совместимости в браке (Н.Н. Обозов, А.Н. Волкова, А.А. Агустинавичюте, Т. В. Галкина, Д.В. Ольшанский, Р.Л. Кричевский, Д. Кутсар, Э. Тийт, Я.Л. Коломинский, Ю.Н. Олейник, Н.Н. Обозов, В.А. Терехин и др.).

Глава 2:

После диагностики начинается длительная психокоррекционная работа со всеми участниками.

В качестве формирующего эксперимента была разработана программа оказания психологической помощи "Клуб молодой семьи".

Это творческое содружество семей. Стаж совместной жизни, находился в пределах от года до 5 лет, не имеющих или имеющих детей дошкольного возраста, взаимодействующих на основе общих интересов формирования семьи, поиска оптимальных вариантов реализации важнейших функций семьи, решения различных проблем, связанных с супружеством и любовью, с рождением и развитием детей и других потребностей.

Все они принимали участие на добровольных началах. Регулярность мероприятий была 1-2 раза в неделю.

Программа работы "Клуба молодой семьи" была подчинена формированию определенных личностных характеристик мужчины и женщины как романтичной и возлюбленной супруги, реализации творческих, созидательных возможностей членов семей. Одним из условий повышения качества семейной жизни явился определенный социально-психологический климат в "Клубе молодой семьи". Для него было характерно наличие доверия и откровенности как по отношению к специалисту, так и между участниками мероприятий. Созданная высокая социально-психологическая атмосфера в группе досуга и удовлетворенные ожидания членов клуба посредством интрагрупповой активности детерминировали повышение удовлетворенности браком.

В рамках деятельности "Клуба молодой семьи" автором осуществлялись групповые и индивидуальные консультации и занятия по вопросам семейных отношений.

Психологическая помощь оказывалась в различных формах: это и лекции, и групповые консультации, и индивидуальные беседы с каждой парой, социально-психологический тренинг.

Цель лекций – ознакомление молодых супругов с такими особенностями супружеской жизни, как наличие кризисных периодов и пути их преодоления, распределение семейных ролей, обязанностей и бюджета, оптимальная организация жилища, налаживание отношений с родителями супруга, планирование деторождения и воспитание детей. Во время групповой беседы проходило оживленное обсуждение этих и других вопросов семейной жизни, обмен мыслями и как бы обучение друг друга тем важным моментам, которые возможно, у других проработаны и решены. Были прочитаны следующие темы:

Тема №1« Межличностные отношения юношества ».

Заключение:

В заключение хотелось бы отметить, что в основном все семейные проблемы решаются с помощью психологии. Даже если супруги сталкиваются с материальными трудностями, с воздействием внешних, объективных неблагоприятных факторов, или с проблемами в интимных отношениях, достаточно изменить структуру восприятия этих ситуаций в их сознании и уже возможно появление различных вариантов выходов. А дальше с помощью психолога можно выбрать оптимальное решение и двигаться вперед к нормализации своей семейной, да и не только семейной, жизни. В процессе работы нами были решены поставленные задачи и получены следующие выводы:

0. В настоящее время проблемам супружества уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.Е. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений с позиции влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

0. Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. Молодая семья характеризуется сложным процессом адаптации друг к другу, который затрагивает все уровни супружеской совместимости (от переориентации жизненных ценностей до изменений в структуре характера). В психоаналитическом подходе предполагается выделение определенных типов супружеских отношений: равноправный партнер, романтический партнер, родительский партнер, детский партнер, рациональный партнер, товарищеский партнер, независимый партнер.

Похожие работы на данную тему