Введение:
В связи с падением в последнее время педагогической и научно-исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается но все же меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах и исследовательских лабораториях. Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы и в исследовательские лаборатории может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно-смыслового единства у будущих специалистов.
Глава 2:
На базе Армавирского государственного университета нами было проведено исследование профессионального самоопределения студентов, в котором приняло участие 128 студентов факультета технологии и предпринимательства. В качестве основных методов сбора информации использовались тестовые опросники в бланковом варианте, с последующей компьютерной обработкой и анализом. Для определения критериев эффективности профессионального самоопределения была специально разработана анкета (см. приложение), позволяющая выделить три группы студентов, отличающиеся по уверенности в правильности выбора профессии. Соответственно, группа 1 - полностью уверенная в правильности выбора профессии, группа 2 - сомневающаяся в правильности выбора профессии, группа 3 - уверенная, что их выбор неправильный. В первую группу вошли 18 человек, во вторую - 60, в третью - 50 испытуемых. Вопросы анкеты позволяют выявить наличие временной перспективы процесса профессионального самоопределения, т.е. возникновение первичного интереса к профессии, уверенность в выборе профессии в настоящем и удовлетворенность процессом приобретения навыков и получения знаний, необходимых для выполнения профессиональной деятельности; видение и понимание своего места в профессиональной сфере в будущем.
Переведенные в стандартные баллы ответы на вопросы были подвергнуты сравнительному анализу, что позволило сделать следующие выводы.
Заключение:
Традиционным пониманием содержания образовательного процесса
всегда было единство обучения, воспитания и развития. Сегодня
к утвердившимся трем компонентам добавляется все чаще четвер-
тая - психологическое сопровождение. Изучение вузовской
практики подготовки психологов в системе государственного
и негосударственного образования свидетельствует о том,
что интегративную роль в повышении качества подготовки
и профессионального развития специалистов играет всестороннее сопровождение процесса профессионального развития любого специалиста представляет собой целостный и непрерывный процесс изучения, анализа, формирования, развития и коррекции познавательной сферы и личности студента в целом, попадающего в объектное поле деятельности преподавателя, психологической службы и руководства факультета.
Оно осуществляется в интересах оптимизации учебной деятельности и жизни студентов для наиболее полной реализации их творческого потенциала, достижения наивысшей продуктивности обучения, поддержания комфортного психического состояния.
Такая целостная психотехнология складывается из самостоятельных
диагностической, формирующе-развивающей и корректирующей технологий.
В организационном плане психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития специалиста выражает стратегию, тактику и технику, комплексно осуществляемых диагностических, психологических, педагогических и организационных мер.