Введение:
Актуальность темы.
Политические, социально-экономические, демографические и экологические изменения, происходящие в последние годы в стране, ухудшили положение в организации доступной медицинской помощи населению России. Изменения в подготовке медсестер могут в значительной степени способствовать исправлению ситуации.
Несоответствие уровня сестринского образования современным требованиям, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела, недостаточные знания зарубежного опыта, с одной стороны, не позволяют медицинской сестре качественно выполнять роль, отводимую ей в системе здравоохранения, с другой стороны, придают особую важность исследованиям, направленным на изучение и совершенствование профессиональной подготовки медицинских сестер (С.А. Мухина, И.И. Тарновская, Н.Н. Семенков, Н.Н. Аниськина и др.)
Мы полагаем, что критическая ситуация с медицинской помощью в России во многом усугубляется тем, что в центре внимания сестринского дела поставлен не человек с его потребностями, а болезнь. В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности.
Именно через общение проявляются индивидуальные особенности пациента и профессиональные особенности медсестры. Взаимодействие с пациентом только как с биологическим существом без учета его психической, социальной и духовной сфер делает услуги системы здравоохранения в большинстве случаев механистическими и негуманными (Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова, Н.В. Яковлева, И.А. Сомова, М.И. Жукова, Л.А. Цвеш- кова и др.).
Глава 2:
Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.
В) высокую силу процессов возбуждения, низкую – процессов торможения; большую подвижность нервных процессов.
3) Исследуемые, характеризовавшиеся темпераментом «меланхолик» или «флегматик», обнаружили следующие качества нервной системы:
А) Интроверсия. Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Б) Нейротизм. Он выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
В) низкую силу процессов возбуждения, высокую – процессов торможения; небольшую подвижность нервных процессов.
3. Испытуемые медсестры гинекологического стационара, характеризующиеся темпераментами «Сангвиник» и «Флегматик», более успешно справляются с профессиональной деятельностью, чем медсестры гинекологического стационара, характеризующиеся темпераментами «Меланхолик» и «Холерик», что обусловлено более или менее развитым индивидуальным стилем деятельности и низкой конфликтностью.
Развитие коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений и навыков в различной степени влияет на профессиональную компетентность медицинской сестры в гинекологическом стационаре.
Развитие умений и навыков общения медицинских сестер в гинекологическом стационаре посредством психологической подготовки и участия в личностно-ориентированных тренингах является обязательным компонентом подготовки компетентной медсестры.
Личностные особенности медицинских сестер в гинекологическом стационаре влияют на овладение умениями и навыками общения и должны быть учтены в процессе обучения.
Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась.
Заключение:
С развитием медицинской науки постоянно развивается и растет и роль медсестры, значение ее деятельности. В наши дни для ухода за больным она должна обладать все более сложными медицинскими, естественнонаучными, техническими познани¬ями и навыками. В то же время задачи, возложенные на сестру, чрезвычайно многосторонни: приготовление различных блюд и питья для больных, кормление беспомощных больных, заправка постелей и различные другие задачи по гигиене больного, прием больных в лечебное учреж¬дение, их выписка и, наконец, но далеко не в последнюю очередь, ведение различ¬ных документов, огромная административная работа и пр.
В рамках контакта между сестрой и больным — кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, — следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными на¬выками. Однако, несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных. Каждая сестра должна пройти долгий и нелегкий путь самопознания и самовоспитания, прежде чем придет к полному сознанию этого. В формировании индивидуального стиля работы большую помощь могут оказать групповые собеседования, обсуждения проблем, замечания более опыт¬ных сестер или врача. Любая работа формирует не только профессиональные знания, но и личность в целом.
Опираясь на понимание профессиональной компетентности медицинского персонала как устойчиво высокого уровня знаний, умений и навыков, а также профессионально важных личностных черт, позволяющих эффективно осуществлять трудовую деятельность по избранной специальности, мы фокусируем внимание на предметно-специфических