Введение:
Актуальность темы.
Политические, социально-экономические, демографические и экологические изменения, происходящие в последние годы в стране, ухудшили положение в организации доступной медицинской помощи населению России. Изменения в подготовке медсестер могут в значительной степени способствовать исправлению ситуации.
Несоответствие уровня сестринского образования современным требованиям, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела, недостаточные знания зарубежного опыта, с одной стороны, не позволяют медицинской сестре качественно выполнять роль, отводимую ей в системе здравоохранения, с другой стороны, придают особую важность исследованиям, направленным на изучение и совершенствование профессиональной подготовки медицинских сестер (С.А. Мухина, И.И. Тарновская, Н.Н. Семенков, Н.Н. Аниськина и др.)
Мы полагаем, что критическая ситуация с медицинской помощью в России во многом усугубляется тем, что в центре внимания сестринского дела поставлен не человек с его потребностями, а болезнь. В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности.
Глава 2:
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я»», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
Заключение:
С развитием медицинской науки постоянно развивается и растет и роль медсестры, значение ее деятельности. В наши дни для ухода за больным она должна обладать все более сложными медицинскими, естественнонаучными, техническими познани¬ями и навыками. В то же время задачи, возложенные на сестру, чрезвычайно многосторонни: приготовление различных блюд и питья для больных, кормление беспомощных больных, заправка постелей и различные другие задачи по гигиене больного, прием больных в лечебное учреж¬дение, их выписка и, наконец, но далеко не в последнюю очередь, ведение различ¬ных документов, огромная административная работа и пр.
В рамках контакта между сестрой и больным — кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, — следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными на¬выками. Однако, несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных. Каждая сестра должна пройти долгий и нелегкий путь самопознания и самовоспитания, прежде чем придет к полному сознанию этого. В формировании индивидуального стиля работы большую помощь могут оказать групповые собеседования, обсуждения проблем, замечания более опыт¬ных сестер или врача. Любая работа формирует не только профессиональные знания, но и личность в целом.
Опираясь на понимание профессиональной компетентности медицинского персонала как устойчиво высокого уровня знаний, умений и навыков, а также профессионально важных личностных черт, позволяющих эффективно осуществлять трудовую деятельность по избранной специальности, мы фокусируем внимание на предметно-специфических знаниях, навыках и умениях, связанных с непосредственной квалификацией медицинского специалиста и когнитивном уровне его развития. Морально-нравственные компоненты его жизнедеятельности представляются нами в контексте коммуникативной компетентности, поскольку их проявление, как правило, наблюдается в процессе демонстрирования коммуникативных умений. Наличие профессиональных, а значит и жизненно важных качеств, является необходимым условием для успешной его