Введение:
Актуальность темы дипломной работы «Изучение и развитие у детей младшего школьного возраста потребности в личностном росте» обусловлена тем, что богатство человеческой психики определяется сложностью и разнообразием как внутренних потенций развития и функционирования, так и сферы внешних взаимодействий с действительностью и в процессе развития, и в процессе регуляции поведения.
Развитие и формирование мотивации и потребностей у детей начинается с двух полюсов. Для детей основными регулирующими факторами выступают, с одной стороны, общие, высокогенерализованные особенности нервной системы (например, свойства темперамента), с другой — ситуативно складывающиеся состояния, определяемые одним или несколькими ведущими факторами. Они очень рано связываются с содержательной стороной мотивации и потребностей; темперамент никогда не окрашивает в свой «цвет» все поведение, а ситуативные состояния не меняются под влиянием внешнего воздействия, но сохраняют свои особенности как преобладающие. Оба этих исходных образования имеют общую особенность. Они заданы ребенку в относительно готовом виде: особенности нервной системы — генетически, а ситуативные характеристики побуждений и соответствующих действий — социально. Однако, по отношению к собственным механизмам саморегуляции поведения, оба эти фактора выступают как внешние. То есть, темперамент и ситуативные реакции являются внешними по отношению к формирующимся внутренним механизмам личности, как целостного образования, как «Я».
Глава 2:
Сам ребенок встречается более чем в 70% рисунков. Чаще всего это яркие фигуры, расположенные либо между фигурами родителей, либо рядом с одним из них. Иные показатели характерны для мальчиков. Папа отсутствует в половине рисунков, в 10% представлен схематически. Только небольшое число детей (32%) нарисовали папу четко. Мама присутствует во всех рисунках, однако увеличился процент схематичности рисунков (25% в группе мальчиков и 8,5% в группе девочек). Сам ребенок встречается более чем в 60%. Процент схематичности также вырос (25 и 16% соответственно).
Анализ результатов, полученных с помощью рисуночных методик, показал, что наиболее значимой фигурой для всех групп испытуемых является мать (только 11% детей уменьшили состав семьи за счет изображения матери; за счет отца - 23%; за счет сибсов - 26%), она является более желаемым партнером для эмоционального общения (48% выборов). Наиболее активны в выражении положительных эмоций к матери более младшие школьники (50,4%), у более старших школьников этот показатель составил 45%. Оценивая эмоциональный статус матери, 42% детей посчитали ее счастливой.
Второе место в иерархии значимости отношений в семье занимают отношения к братьям и сестрам (к сибсам). В группе обнаружено наличие конкурентных и противоречивых отношений с сибсами: наблюдалось, как увеличение (17%), так и уменьшение (26%) структуры семьи в рисунке. Выбор братьев и сестер для эмоционального общения составил у детей - 36%.
Общение с отцом для детей менее значимо, чем с матерью и сибсами. Многие школьники (23% рисунков, на которых отцы исключены из структуры семьи; 22% школьников полагали, что он несчастен) негативно оценивают положение в семье отца. Наибольшее число положительных эмоциональных проявлений по отношению к отцу отмечалось у девочек (30,4 %).
На четвертом месте в системе значимости членов семьи находятся отношения с прародителями (бабушка, дедушка). Прародители являются значимыми членами семьи для детей (в 28% случаев расширяли структуру семьи в рисунках за счет фигур прародителей). Выбор этих фигур у испытуемых наблюдался часто (24,2%).
Особенности некоторых рисунков (отсутствие на рисунке людей или полная замена членов реальной семьи чужими людьми -11%) свидетельствуют о травматических переживаниях детей, связанных с семьей, говорят о наличии у них чувства отверженности, покинутости, высоком уровне тревожности. Часть младших школьников не удовлетворены своим положением в семье.
Заключение:
Развитие ребенка – это процесс последовательной смены возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своеобразным сочетанием физических и психических особенностей, социального опыта и ведущей деятельности. Период младшего школьного возраста – это переход от дошкольного детства к этапу взросления, начинающегося с подросткового возраста. Именно в это время постепенно происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, созревают и совершенствуются характерные для данного возраста физиологические и психические функции организма ребенка, происходит интенсивное накопление социального опыта. У детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, которая является ведущей на этом возрастном этапе жизнедеятельности.
Значимую позицию в сфере общепсихологических иссле¬дований занимает решение задач, связанных с изучением процесса становления личности. Исследование процесса и этапов индивидуального развития невоз¬можно без анализа основных структурных компонентов личности (ценностные ориентации, система межличностных отношений, направленность и др.). Как известно, мотивационно-потребностная сфера является одним из системообразующих компо¬нентов в структуре личности, а мотивы - ядром, определяющим всю психиче¬скую активность человека. В связи с этим проведенное исследование приобретает особую актуальность.
Предметом нашего исследования выступали потребности ребенка в личностном росте, проявляющиеся в поведенческих актах.
Объектом исследования являлись дети в возрасте 8-9 лет (30 чел. 16 девочек и 14 мальчиков).
Была достигнута цель исследования: рассмотрены потребности в личностном росте у детей младшего школьного возраста.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Дан анализ научной литературы, посвященной проблеме мотивационно-потребностной сферы личности ребенка.
2. Проведено практическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления потребности в личностном росте у детей младшего школьного возраста.