Введение:
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
И одной из основных целей является: развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Эстетика - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от челове-чества до малой группы. Разрушение эстетических ценностей, устоев приво-дит к распаду и дезинтеграции общества; смена этих ценностей приводит к изменению социальных отношений. Эстетичность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, школа, национальные тра-диции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает об-щество возможности защищать ее от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и эстетического распада.
Актуальность исследования заключается и в том, что мало изучены пе-дагогические возможности комплексного использования фольклора в эстети-ческом воспитании детей. В настоящее время образцы традиционного народ-ного искусства оказались в фокусе внимания многих работников сферы обра-зования и воспитания, прежде всего в связи с отменой прежнего, в большин-стве своем идеологизированного дидактического материала. Возвращаясь к общечеловеческим ценностям, педагоги стремятся заполнить возникший ре-пертуарный "вакуум" безусловно наиболее достойным учебным материалом - произведениями традиционного русского фольклора. Однако, для освоения их детьми преподаватели зачастую используют прежние принципы, методы и формы.
В связи с этим велико значение эстетического воспитания. Эстетиче-ское воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок принимает активное участие в своем нравственном развитии, в приобщении к богатейшему ду-ховному опыту национальной культуры.
Наиболее важным является мотивационный уровень, именно здесь ко-ренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми. На чувственно-эмоциональном уровне формируются нравственные и эстети-ческие чувства и эмоции. Рациональный, или когнитивный, уровень содер-жит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чес-ти и достоинстве. Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Гармония нравст-венного мира человека обеспечивается всеми его слагаемыми, но направ-ляющими являются духовно-нравственные потребности, которые формируют основные личностные начала и ориентиры.
Значимость развития этических качеств, их актуальность в настоящее время и возможности образовательного учреждения в данном процессе вы-деляют данную проблему в ряд актуальных и значимых для современной пе-дагогики и для общего развития ребенка в целом.
Глава 2:
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает на-родная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народ-ных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, об-щественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтиче-ская фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест про-тив эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, ху-дожественное словесное творчество, которое возникло в процессе формиро-вания человеческой речи. В доклассовом обществе фольклор был тесно свя-зан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно- мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некото-рые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позд-нейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтиче-ской структуры, на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способно-стей подрастающего поколения [27]. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольк-лора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирова-ния у учащихся высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творче-ства и культуру других народов. Поэтому в различных учебных и воспита-тельных учреждениях (детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и др.) используются элементы фольклора, но не всегда достаточно активно и профессионально. В настоящее время из-менилось отношение к народной музыке. Это особенно заметно в сельских школах республики: на уроках чаще стала звучать родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение, родное слово, игра на на-родных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные эле-менты – все это комплексно используется на уроках музыки. Используя все это, учитель воспитывает музыкально-эстетические чувства у учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, раз-мышляя, двигаясь, импровизируя [21].
Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музы-ке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и националь-ному самосознанию. Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования. Ведь уже в детском саду дети могут петь, а в началь-ной школе всем хочется петь, так как желание петь заложено в детях генети-чески, следовательно, первыми песнями должны быть материнские, народ-ные. Воспитательный потенциал чувашской народной музыки не просто зна-чителен, но и перспективен. Музыка своего народа является верным средст-вом познания жизни для детей [14].
Педагогическое наследие просветителя И.Я. Яковлева - народность му-зыкально-эстетического воспитания и традиции народного искусства, реме-сел в художественном, трудовом воспитании внесли значительный вклад в осмысление художественно-эстетических ценностей. Педагогическое осмыс-ление всего богатства музыкально-культурного наследия чувашского народа должно способствовать сохранению и развитию национальной культуры, формированию педагогической культуры. На проблемы музыкально-эстетического воспитания на основе фольклора чувашского народа указыва-ли в своих трудах известный ученый-педагог, академик Г.Н. Волков, музыко-веды М.Г. Кондратьев, Ю.А. Илюхин, многие историки и исследователи прошлых лет (С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, Ф.П. Павлов). Историко-педагогические аспекты включения чувашского фольклора в учебно-воспитательный процесс раскрываются в трудах Ю.А. Дмитриевой, Ю.Д. Кудакова, Л.В.Кузнецовой, Т.Н. Петровой. Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к народному искусству, вводя его в школьную практику как необходимое средство формирования национального самосознания учащихся [33].
В педагогике обосновывается культурно-творческий подход как глав-ный путь гуманизации общества.
Образы народных героев выражают лучшие черты русского нацио-нального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного периода не могло не отразить ис-торическую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, про-изведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как по-этическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей цен-ности.
На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные [19].
Детский фольклор формируется под воздействием множества факто-ров. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого друго-го. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятель-ности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат уча-стие ребенка в творческом труде.
Заключение:
События последних лет, связанные с ростом проблем в обществе, упад-ком нравственности, свидетельствуют о необходимости активизации воспи-тательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ребенка с детства уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Продолжая традиции прошлого, именно образовательные учреждения призваны решать многие из этих проблем, а главной задачей педагога является воспитание нравственного человека.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена как социаль-но-экономическими причинами ухудшающегося состояния нравственности современной личности, так и осознанием необходимости решения проблемы.
В специальной литературе немало говорится о важности эстетического воспитания, излагается содержание моральных требований, даются рекомен-дации по их разъяснению учащимся, но в стороне остается проблема: каким образом необходимо воздействовать на ребенка, чтобы он был с детства вос-приимчивым к морали.
Анализ теоретической литературы позволил раскрыть сущность таких вопросов, как сущность и содержание эстетического воспитания, основы ис-пользования средств народной культуры, фольклора в процессе эстетическо-го воспитания младших школьников.
Становление ребенка в процессе ознакомления с произведениями на-родной культуры начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоцио-нальным состоянием. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы нравственности и морали.