Введение:
Развитие речи - одна из важнейших проблем обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с тем, что в начале нового тысячелетия в нашу жизнь стала вторгаться речь с множеством иностранных терминов и заимствований. Бесконечный поток иноязычных слов откровенно засоряет язык и является угрозой дальнейшего развития языка и культуры народа в целом. Безусловно, образцы фольклора в немалой степени содействуют высоким результатам процесса обучения и воспитания малышей. Тем более, что изучение фольклора чрезвычайно способствует возрастанию интереса к к истокам, к своим корням, культуре и всему, что характеризует самобытность народа. Ведь фольклорное творчество, по сути, есть картина истории развития народа, изложенная в стихах, песнях, сказках.
Не случайно фольклор свободно использовали в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой вводили в них как необходимый элемент произведения устного народного творчества.
Следует учитывать, что детские годы – весьма подходящий период в жизни человека, когда он подобно губке досконально впитывает в себя окружающий его мир и культуру. Еще в прошлом веке психологи отмечали, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). Но в наш компьютерный век нанотехнологий мало кто из родителей вплотную занимаются процессом развития детской речи, и дети слишком много времени проводят у компьютеров, в ущерб живому непосредственному общению. В связи с этим многие произведения устного народного творчества (а это и песенки, и колыбельные и др.) довольно редко используются.
Будет большой ошибкой при обучении детей свести занятие по развитию речи лишь к постижению грамматических или синтаксических конструкций, поскольку слово и речь непосредственно связаны с мышлением, с чувствами.
Научить ребенка изъясняться - это означает научить его мыслить. Таким образом, применение компонентов устного народного творчества помогает детям шире взглянуть на мир, заставляет работать их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию.
Как выразился однажды известный педагог К.Д.Ушинский: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». И в действительности, он прав.
Поэтому возникает насущная потребность в разработке методики развития детской речи путем использования различных фольклорных форм, в частности, малых форм, которые представляют собой вышеуказанные песни, частушки, сказки, поговорки.
Глава 2:
Еще в советские времена С.Я. Маршак замечал, что для сказки, хорошей сказки, характерны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым, неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями .
«Целью сказки, - писал П.М. Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического». А известный фольклорист М.Е. Халанский определял сказку как «…рассказ, не имеющий иной цели, как воздействие на фантазию слушателей, и в основе своей заключающий вымышленное событие, интересное или самой своей невероятностью, или юмористическими подробностями». К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».
Если система активности ребенка проявляется в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка формируют сказки. Согласно идеи Л.С. Выготского, психическое развитие опосредствуется освоением знаковых систем, развернутых в общении ребенка со взрослыми и культурно преобразующих его деятельность. Такой системой, опосредствующей психическое развитие ребенка-дошкольника и является сказка как особый культурологический феномен.
По мнению исследователей мифологической школы в литературоведении, сказка представляет собой видоизмененную форму мифа, намеренно адресованную ребенку. Известный исследователь В.Я. Пропп, рассматривая исторические основы волшебной сказки, утверждал, что сказки были тесно связаны с ритуалом. . Другой исследователь А.Е. Метлинский считал, что сказка корнями выросла из мифа. А если считать миф некой особой системой мышления, то можно логическим путем проследить, что в самом деле сказка выполняет особую немаловажную функцию в мышлении ребенка. Сказка дает возможность ребенку в особой метафорической форме сформулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве мира и решать проблему неопределенности (т.е. прогнозировать события).
В сказках постоянно происходят разнообразные превращения времени и пространства, что позволяет ребенку обнаружить их существование и осознать свои взаимоотношения с ними.
Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий. Действительно, понятия добра, зла, хитрости, времени, пространства, меры и т.д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно-символические обозначения внутри пространства сказки.
Структуры сюжетно-ролевой игры и структура сказки по Проппу гомологичны друг другу: сюжет, роль, которая согласно Д.Б. Эльконину есть единица сюжетно-ролевой игры и, одновременно, отчетливо прослеживается в сказке в определенности действий ее персонажей. Источником правила является сакральное действо, то есть обряд или ритуал.
Заключение:
Устное народное творчество в малых его формах – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки дают представление об истории русского народа, и взращивают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как азбуки жизни, они размышляют об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
Решая задачи приобщения детей к родному языку, тем самым педагог воспитывает у них любовь к Родине, русскому народу, а также зарождает в них любовь к прекрасному, развивает речь, обогащает словарный запас.
Пословица, поговорка является отличным способом вырабатывания нравственных устоев у детей, формирует некий моральный кодекс, каноны правил поведения (очень показательны в данном контексте пословицы: «век живи, век учись», «жить - Родине служить», «не красна жизнь днями, а красна делами»). Сказка же необходима ребёнку, прежде всего потому как фиксирует моральные чувства, пробуждает любознательность, вырабатывает воображение, формирует эстетические чувства. При работе со сказкой необходимо использовать инсценирование (репетицию) сказки, выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование. Всё это способствует ребенку полнее прочувствовать волшебный мир сказки, дает возможность ему ощутить его неповторимость, самобытность. Фольклорные прибаутки помогают детишкам разглядеть в жизненных ситуациях смешное и научиться эту смешную сторону озвучивать посредством слова. Со всем этим прибаутка четко сберегает серьёзную интонацию, давая возможность слушателю самому определить насколько ему смешно.
Профессиональный педагог, давая детям уроки фольклора должен выстраивать занятия таким образом, чтобы они были интересны и захватывали бы не только ум детей, но и развивали разносторонние чувства ребёнка. Необходимо аккуратно и незаметно создавать на занятиях атмосферу творческого поиска, высокого эмоционального тонуса – это наиглавнейшее условие получения знаний, которые впоследствии формируются в четкие представления и убеждения.
Если говорить о методиках, то в воспитательно-образовательной работе с детьми и обучении их родному языку можно использовать методики, которые основаны на существенном применении художественной литературы и устного народного творчества, с использованием их в интегрированной форме, как на специальных обучающих занятиях, так и в процессе совместной и самостоятельной деятельности.