Введение:
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство и младший школьный возраст – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети особенно сензитивны к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном школьном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей, обогащения их словарного запаса младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях шести - семи лет.
К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
В практике школьного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении младших школьников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми.
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора.
Общетеоретические вопросы обогащения речи детей младшего школьного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др. Некоторыми аспектами речевого развития и обогащения речи школьников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др.
В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Оберег» Е.Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой и много других.
Но и в этих программах также не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги школьного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.
И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших школьников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи, обогащение словарно запаса детей средствами малых форм фольклора.
Глава 2:
Радует, что это находит отражение в книге «Родная речь» (1 класс), которую открывает раздел «Устное народное творчество», а включенные в круг литературного чтения тексты соотнесены с пословицами и поговорками, отражающими либо основную мысль произведения (рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек» - «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»), либо характер героев (сказка «Лиса и тетерев» - «На языке медок, а на уме ледок»), либо богатство изобразительно-выразительных средств русского языка («Нет друга лучше, чем родная матушка»). Кроме того, пословицы и поговорки могут служить материалом для развития четкости произношения и формирования навыка чтения целыми словами.
В учебнике для 1-го класса О.В. Кубасовой представлена преимущественно отечественная литература. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: загадки, считалки, скороговорки, побасенки, пословицы. Они хороши тем, что небольшой объем текста позволяет первоклассникам без особых затруднений читать и перечитывать их, совершенствуя технику чтения. Кроме того, игровая методика работы с такими текстами, что определяется их природой, соответствует их возрастным особенностям детей. Заметим, что нередко в учебнике параллельно с фольклорным произведением (это касается лишь произведений «малых» форм и сказок) дается его литературный (авторский) аналог.
В 3-м классе в учебнике О. В. Кубасовой «Для сердца и ума» в разделе «Устное народное творчество» помещены русские народные песенки, пословицы и сказки (бытовые и волшебные).
В 4-м классе в учебнике «Вместе с друзьями» учащиеся читают произведения разных видов и жанров. Фольклор представлен народными сказками разных стран, мифами Древней Греции, русскими былинами, библейскими сказаниями.
Таким образом, новые подходы к изучению произведений устного народного творчества разработаны для того, чтобы ребенок проникся богатством русского народного творчества и ощутил себя его частью, а также посредством устного народного творчества обогатил свою речь, словарный запас.
Система урока реализована на урок внеклассного чтения: первый урок – колыбельные песни; второй урок – пестушки, потешки; основа для остальных уроков – прибаутки и небылицы; следующий этап системы – считалки, дразнилки; далее – мир скороговорок. Цикл уроков детского фольклора завершается ярмаркой, где звучат произведения различных жанров русского народного творчества. Также и в программах разных авторов обращается внимание на произведения устного народного творчества. У разных авторов произведения практически одни и те же, но в то же время имеют другой смысл. В основном – это сказки, загадки, пословицы, поговорки.
Заключение:
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания возрос интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с устными народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Итак, фольклор как средство воспитания очень эффективен, это обусловлено его спецификой. Особенно ценны в этом отношении пословицы и поговорки. Это своеобразная энциклопедия народной жизни, в которой заключена целая программа воспитания детей. Скороговорки развивают у детей чувство языка, содействуют преодолению косноязычия. Потешка призвана подготовить ребенка к игре, а через нее к познанию окружающего мира. Загадка развивает наблюдательность, помогает совершенствовать человеческую мысль. Народная песня является важней шей частью общего духовного состояния народа. Сказки открывают ребенку окружающий мир, знакомят его с культурой и традициями своего народа. В программах по начальному литературному образованию фольклор используется не только как средство воспитания, но и как средство обучения чтению художественного текста. Одни программы через фольклор приобщают детей к искусству, другие, воспитывают эстетически развитого читателя или обеспечивают первоначальное литературное образование. Но есть и такие, которые ставят своей целью возрождение русского культурного наследия.
Так же произведения устного народного творчества учат, что за помощью не всегда надо обращаться к сильному, а лучше к умному.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому как можно шире нужно использовать устное народное творчество при обучении и воспитании детей, но не только на уроках чтения, обучения грамоте, а так же на уроках русского языка, математики и других.
Но учитель должен не забывать, что у всех детей разный уровень развития и мал словарный запас, поэтому произведения устного народного творчества должны соответствовать уровню развития детей.
Может быть, мы не всегда обращали внимание, но стоит понаблюдать, прислушаться к разговорам, и можно заметить, как красиво, образно и метко говорят некоторые люди. В речи таких людей немалую роль играют пословицы и поговорки. Они приходят на ум в нужном случае, и обычно их даже не считают чем-то самостоятельным. Пословицы и поговорки, зародившиеся в глубокой древности, продолжают оставаться и современным жанром фольклора. Кроме пословиц и поговорок, в наше время появляются в народе новые песни и частушки, веселые и остроумные анекдоты. Редко нынче услышишь былину или историческую песню, однако мастера рассказывать сказки, забавные истории и теперь довольно часто встречаются. В деревне и городе есть замечательные певцы, исполняющие старинные и современные песни.
Несомненно, что интерес к фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы, глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходима.
Фольклор должен стать ценным средством обучения и воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную частоту и физическое совершенство.
Старый фольклор уходит из устного бытования, но он, как и все другие области духовной культуры человека и его искусства, обрел новую форму распространения – через книгу, радио, телевидение.