Дипломная по теме: Обогащение речи младших школьников во внеклассной работе

Название работы: Обогащение речи младших школьников во внеклассной работе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………….…3

ГлаваI. Теоретические аспекты проблемы обогащения речи учащихся младших классах……………………….………………………….………...6

1.1. Психолого-педагогические основы обогащения речи младших школьников……………………………………………….…………………6

1.2. Богатство речи…………………………………………………19

1.3. Внеклассная работа. Ее виды, формы………………………..27

Выводы по первой главе ..…………………………………………33

Глава II. Специфика работы над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе………………………………………35

2.1. Методы и приемы работы над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе……………………………………….35

2.2. Опыт работы учителей по обогащению речи учащихся во внеклассной работе…………………….……………..……………………43

Выводы по второй главе…………………………………………..48

Заключение…………………………………………….……………49

Список используемой литературы….……………….…………….52

Приложение…………………………………………………………57

Выдержка:

Введение

Глубокие изменения в общественной, политической и экономической жизни оказывают большое влияние на развитие системы образования. На первый план выдвигаются новые требования к человеческой личности, способной осуществить полноценное эффективное общение. По понятным и объективным причинам (стремительный технический процесс, глобализация, этнические конфликты, политические катаклизмы) весь мир переживает некий кросс-бум, и вопросы языка и, конечно, человека обсуждаются на всех уровнях. Речь не существует вне человека, речь выполняет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству: к литературе как искусству слова, к вокальной музыке, к театру; речь вводит школьника в общественную деятельность. Это все сферы и организационные формы речевого, языкового развития. Школьники охотно поют в хоре, участвуют в спектаклях, выступают по школьному радио и телевидению, выпускают газеты и журналы, пишут письма, участвуют в обсуждениях книг.

Речь - это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.

Через речь школьники включаются в творческую деятельность, в созидание новых ценностей. Стремление к творчеству характерно для младших школьников, так как школа это мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Общеизвестно, что в школу приходят дети, которые в основном употребляют от 2 до 5 тысяч слов, практически владеют грамматикой родного языка: правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Некоторые могут сочинять стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории, но проблема заключается в том, что очень часто речь младших школьников не отвечает таким коммуникативным качествам как правильность, точность, богатство, выразительность, логичность, уместность, чистота. Огромное влияние телевидения и средств массовой информации, появление различных компьютерных игр привело к тому, что в речи младших школьников появилось огромное количество так называемых вульгаризмов, которые дети повторяют, пытаясь воспроизвести впечатление друг на друга, не всегда осознавая, что употребление «крутых слов» приводят к обеднению речи. Речь теряет свою яркость, выразительность, точность и уместность.

Глава II. Специфика работы над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе

2.1. Методы и приемы работы над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе

Методика обогащения речи во внеклассной работе включает в себя методы и приемы обогащения и активизация словаря, формирование навыков использования морфологических средств, словосочетаний, предложений в связной речи (монолог, диалог, повествование, описание и рассуждение)[35;с.227].

Работа над обогащением словаря во внеклассной работе является основой в младших классах. Основные источники обогащения словаря во внеклассной работе – это произведения художественной литературы, тексты кинофильмов, телепередач и речь учителя. Данные источники обогащения речи считаются педагогически контролируемыми[47;с.347].

Самый надежный источник обогащения словаря и речи учащихся – это художественная литература. В книгах для внеклассного чтения представлены подлинные произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. С. Чехова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. М. Горького, С. А. Есенина, М. М. Пришвина и многих других мастеров русского слова. Это огромное достоинство нашей системы обучения родному языку: младшие школьники усваивают русский язык на высокохудожественных образцах.

Следует также отметить принципы отбора книг для внеклассного чтения:

1) при отборе книг необходимо руководствоваться воспитательными целями. В круг детского чтения должны входить книги о семье, школе, дружбе, животных, любви к природе и так далее;

2) принцип жанрового и тематического разнообразия: проза и стихи; художественная литература; книги о прошлом и настоящем; произведения классиков и современных авторов; фольклор – сказки, пословицы, загадки;

3) принцип учета возрастных особенностей и принцип доступности. Так, например в 1 классе рекомендуют рассказы, сказки стихи на доступные детям темы, как жизнь и приключения детей, растения, животные;

4) принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащихся в выборе книги;

5) принцип, основанный на рекомендации только подлинно художественных книг, отличающихся высокохудожественными достоинствами[41;с.88].

Наилучшими каналами овладения богатствами языка являются виды речевой деятельности:

- слушание (аудирование) – умение воспринимать чужую устную речь;

- говорение, то есть выражение собственной мысли в звучащем, акустическом коде;

- чтение, то есть восприятие понимания чужой мысли, выраженной в графическом коде;

- письмо – выражение собственной мысли графическими кодовыми знаками.

Мы считаем целесообразным выделить следующие методы работы над обогащением речи во внеклассной работе.

Список используемой литературы

1. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроке обучения грамоте. Пособие д/учителя.- М.:Владос.-2003.-240с.

2. Бобровская Г. В. Активизация словаря мл. школьника //Нач. шк..-2003.-№4.-С.47-51. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии.-М.:Просвещение.-1966.-308с.

3. Бредихина Е. С. Особенности детской речи и возможности ее использования на уроках русского языка.// Нач. шк..-2001.-№5.-С.52-57.

4. Валинина В. В. Праздник букваря: Кн. д/ учит. и родителей.-М.: АСТ-ПРЕСС.-1997.-381с.

5. Варанкина В. Я. Праздник Родного языка //Досуг в шк.-2001.-№4.-С.26-29.

6. Введенская М. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи.-Ростов н\Д:»Феникс»

7. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.-Ростов н\Д.:»Феникс».-2001.-544с.

8. Гобова В. С. Чтение. Словесность. Писменность.-М.: Аграф.-1997.-160с.

9. Головин Б. Н. Основы культуры речи.-М.:»Высшая школа».-1988.-320с.

10. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.-М.:Логос.-2001.-432с.

11. Джежелей О. Помогайка: Кн. д/ взрослых и детей.-М.: АО «Столетие»- 1994.- 192с.

12. Домрачева Д. В. Основы речевой культуры: Метод. Пособие.- Оса: Росстанина – Каме.- 1997.- 128с.

13. Дружок: Кн. д/ внекл. чтения в 3 кл.- Санкт - пресс.- 1996.- 223с. Дружок: Кн. д/ внекл. чтения во 2 кл.- Санкт – пресс.- 1996.-191с.

14. Дружок: Кн. д / внекл. чтения в 3 кл.- Санкт - пресс.- 1996.- 175с. Ерехина Н. Развитие речи учащихся – общешкольная проблема // Образование и рынок.- 1997.- №2.- С.5-7.

15. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция мл. школьников // Нач. шк.-2003.- №6.- С. 5-14.

16. Зайцева Т. В. Викторина «Волшебница речь» //Пед. совет.- 1997.- № 10 С.17.

17. Иванкина Н. К. О лингвометодической подготовке учителя к работе над развитием речи мл. шк. // Нач. шк.- 2003.- №10.- С. 54-58. И у слов бывают тайны… Оса: «Росстани». - 1994.- 44с.

18. Ильяш М. И. Основы культуры речи.- Киев:»Высшая школа».-1984.-188с.

19. Казанский Н. Г. , Назарова Т. С. Дидактика (нач. классы)- М.: Просвещение 1978.- 223с.

20. Калечиц Т. Н., Кеймена З. А. Внеклассная и внешкольная работа.- М.: Просвещение.- 1972.- 96с.

21. Каримов А. Обогащение речи студентов окказиональными сравнениями \\ Рус.яз. в нац. шк.-1983.-№5.-С.59-63

22. Кушнир А. Педагогика грамотности.- М.: АООТ «Политех». - 1997.- 207c.

23. Леонович Е. Н. Русский язык. В мире языка и речи. Для мл. шк.- М.:АСТ-ПРЕСС.- 1997.- 120с. Львов М. П. Методика преподавания русского языка в нач. классах.- М., 2000.- 450с.

24. Львов М. П. Речевое развитие учащихся общешкольная проблема // Образование и рынок.- 1997.- №32.- С. 5-7.

25. Львов М. П. Речь мл. школьников и путей ее развития.- М.: «Просвещение».- 1975.- 176c.

Похожие работы на данную тему