Дипломная по теме: Условия обогащения речи младших школьников на уроках русского языка

Название работы: Условия обогащения речи младших школьников на уроках русского языка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание

Введение …………………………………………………. ……………………….3

Глава I. Грамматические основы развития речи у младших школьников

1.1. Определение сущности понятий «язык» и «речь» ……….....….………….5

1.2. Богатство как одно из условий развития речи ………...….………………14

1.3. Содержание уроков русского языка по обогащению словарного запаса младших школьников…………………………………………….........................23

Выводы по главе I….…………………………………...…………………...…...36

Глава II. Проверка условий обогащения речи младших школьников

2.1. Задачи и содержание опытно - экспериментальной работы ………...…...37

2.2. Процесс обогащения речи учащихся начальных классов ………………..45

2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы …………………...........48

Выводы по главе II ………………………………………………………………56

Заключение ……………………………………………………………………….57

Список литературы ………………………………………………………..……..59

Приложение …………………………………………………………………........64

Выдержка:

Введение

В условиях индивидуализации, дифференциации и гумманизации процесса обучения, переход школы на четырехлетний цикл обучения, а вместе с этим выработка и совершенствование индивидуальных образовательных программ, наводит на мысль о необходимости разрешения вопросов, связанных с обучением младших школьников, в частности, в области совершенствования речи.

Данные вопросы исследовались крупнейшими российскими и зарубежными учеными - специалистами: психологами, философами, дидактами, методистами, такими как: М.С. Каган, М. Дюфрен, К. Черри, Т. Шибужани, Р. Шовен, В.А. Сухомлинский, Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, В.Ф. Одоевский, В.П. Вахтеров, Н.Д. Бунаков, Н.П. Каноныкин, М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, Д.И. Тихомиров, Л.В. Щерба, М.Л. Закожурников, Л.С. Выготский, Л.Я. Желтовская, В.С. Мухин и другие.

Исходя из данных исследований, одной из наиболее значимых на современном этапе педагогической науки проблем является составление оптимальной модели, по которой можно осуществить обучение младших школьников важному лингвистическому аспекту, каким является речь. Развитие речи и обогащение словарного запаса детей является краеугольным камнем современного обучения на уроках русского языка, чтения, риторики и других предметах.

Данная причина обусловила выбор темы. Ее значимость в том, что в современной научно - педагогической литературе имеется ряд публикаций, посвященных данной проблеме, однако, в целом она представляется слаборазработанной в теоретическом и практическом планах. Возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми современному человеку обществом, по поводу развития речи, с одной стороны, и возможностями школы - с другой.

В связи с этим мы выбрали тему исследования: «Условия обогащения речи младших школьников на уроках русского языка»

Целью является изучение теоретических и практических аспектов проблемы обогащения речи младших школьников на уроках русского языка.

Объектом исследования выступил процесс обучения русскому языку младших школьников.

Предмет исследования явились условия обогащения речи младших школьников.

Цель нашла свою реализацию в ходе решения следующих задач:

1.Изучить психолого - педагогическую справочную литературу по теме исследования;

2.Изучить сущность понятий «язык» и «речь», их сходства и различия;

3.Рассмотреть богатство речи как одно из условий обогащения речи младших школьников;

4.Определить пути, методы, средства, условия обогащения речи младших школьников;

5.Опытно - экспериментальным путем выявить условия обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка;

6.Произвести обработку и интерпритацию результатов исследования.

Для реализации поставленных задач были выбраны методы научного исследования: изучение литературы по данному вопросу, беседа, создание диагностической ситуации, тестирование, наблюдение.

Выводы и обобщения после каждой главы и в конце работы основаны на теоретических и эмпирических данных, полученных в результате использования вышеуказанных методов.

В структуру выпускной квалификационной работы входит: введение, две главы с выводами, заключение, список литературы, приложение.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст, а точнее на школьные годы. Именно поэтому в школе последних десятилетий заметно усилились тенденции развития речи учащихся.

Дети, поступающие в школу, конечно же, имеют известный круг представлений и знаний об окружающей действительности, но этот круг реальных знаний о природе и обществе мал, и задача нашей работы в первую очередь заключается в том, чтобы этот круг расширился и на его основе расширить словарный запас детей.

Список литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. / Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1977. – 114 с.

2. Антонова Г.С. незаменимые помощники словари.// Педагогическое творчество. – 2002. - № 5. – с. 26.

3. Блохина И.А. работа с синонимами в начальных классах. // Начальная школа. – 1997. - № 12. – с. 27.

4. Бобровская Г.В. Абстрактная лексика в языковом сознании младших школьников. // Начальная школа. – 2004. - № 5. – с. 53.

5. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа. – 2003. - № 4. – с. 47.

6. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - № 6. – с. 76.

7. Большой толковый словарь русского языка. / Составитель и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 153 с.

8. Буйлова М.С. Учусь понимать образные выражения. // Начальная школа. – 2003. - № 9. – с.20.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов – на – Д: изд-во «Феникс», 2001. – 544 с.

10. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов – на – Дону: Феникс, 1995. – 215 с.

11. Головин Б.Н. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филол. спец. вузов. – 4-е изд., испр. и дополн. – М.: Высш. школа, 1983. – 231 с.

12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 – 4. – М.: русский язык, 1987 – Т. 1. А – З. 1978. – 699 с.

13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1989 – Т. – III: П. – 1990. – 555 с.

14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 – 4. – М.: Русский язык,1978 – 1980. – Т. 4. Р – v. 1980. – 683 с.

15. Домрачева Г.В. Культура речи: Книга для учителя / Шадринский пединститут. – Шадринск: изд-во Шадринского пединститута. 2004. – 83 с.

16. Домрачева Г.В. Основы речевой культуры: Учебное пособие для студентов факультета педагогики и методики начального образования: - Шадринск: изд-во Шадринского пединститута. 2002. – 131 с.

17. Дубовец З.В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи. // Начальная школа. – 2004. - № 3. – с. 61.

18. Елисеева В.Е. Жанр миниатюры в обучении младших школьников написанию сочинений. // Начальная школа. – 2005. - № 2. – с.63.

19. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М.: Лабиринт, 1998. – 276 с.

20. Канакина В.П. Особенности лексики младших школьников. // Начальная школа. – 1997. - № 6. – с. 13.

21. Капинос В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1997. – 217 с.

22. Корепанова М.Н. Пробуждаем желание учить русский язык. // Начальная школа. – 2005. - № 3. – с. 24.

23. Курлыгина О.Е., Савичева Л.В. Лексическая работа на уроках русского языка в классе с многонациональным составом учащихся. // Начальная школа. – 2005. - № 2. – с. 60.

24. Леонович Е.Н. Предмет русского языка и задачи развития речи. // Начальная школа. – 2000. - № 4. – с. 101.

25. Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – 615 с.

26. Лихачев С.В. Сивка – бурка, вещий каурка… // Начальная школа. – 2005. - № 2. – с. 56.

27. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка: ок. 35000 слов. – М.: Русский язык., 1990. – 704 с.

28.Львова А.С. Как знакомить первоклассников с типами речи. // Начальная школа. – 2005. - № 2. – с. 67.

29. Львов М.Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках. // Начальная школа. – 1998. - № 4. – с. 19.

30. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

31. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 472 с.

32. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., доработ. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

33. Одинцов В.В. Лингвистические пародоксы. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1976. – 128 с.

34. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. изд. 10-е, стереотип. Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой. М.: «Сов. энциклопедия», 1973. – 846 с.

35. Педагогический словарь. Том второй. Редакторы: Г.М. Воловникова, Л.И. Генсиоровская. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1960. – 764 с.

36. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000. – 397 с.

37. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.

38. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1 – 4). – М.: Просвещение, 2000. – 128 с.

39. Рендакова Е.М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников. // Начальная школа. – 2000. - № 11. – с. 34.

40. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.

41. Розенталь Д.Е., Теленкова М.А. Словарь справочник лингвистических терминов. – М.: ООО «Изд. Астрель», 2001. – 624 с.

42. Русский язык и культура речи. / Под ред. профессора В.И. Максимова. – М.: «Гардарики», 2000. – 411 с.

43. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.- 432 с.

44. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка. // Начальная школа. – 2004. - № 10. – с. 44.

45. Сидорова С.А. Урок по теме «Слова – друзья - синонимы». // Начальная школа. – 2005. - № 3. – с. 29.

46. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов иностр. яз. и фак. иностр. яз. / Д.С. Светлышев, А.А. Брагина, Ж.В. Ганиев и др. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.

47. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1992. – 400 с.

48. Синицын В.А. Путь к слову / Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников/ 2-е изд. исправл. и дополн. М.: АО «Столетие», 1997. – 346 с.

49. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с.

50. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1978. – 192 с.

51. Чанчибаева Т.П. Как я знакомлю детей с пословицами разных народов. // Начальная школа. – 2004. - № 3. – с. 63.

52. Чумаслова Т.П. Пословицы и поговорки на уроках русского языка. // Начальная школа. – 2000. - № 5. – с. 15.

53. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. – М.: ООО «Изд. АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004. – 734 с.

54. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Ленинград.: Изд. Просвещение, 1969. – 301 с.

55. Яковлева А. Н., Сохор А.Я. Пособие по развитию речи. – М.: Просвещение, 1990. – 87 с.

Похожие работы на данную тему