Дипломная по теме: Организация обучения младших школьников рисованию на уроке

Название работы: Организация обучения младших школьников рисованию на уроке

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.1-2

1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .с.3-7

2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования. .с.8-18

3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с 19-24

4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе.с.25-34

5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке . .с.35-79

Заключение .с.80-83

Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.84-86

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89

Выдержка:

Введение:

Обучение изобразительному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха обучения младших школьников.

Обучение – есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.(47 ,с.149 ).

Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка – научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт.

Затем постепенно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных современных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Одни более склонны к графическому воплощению образов, другие для их создания выбирают живописные материалы, третьи предпочитают создавать декоративные или дизайнерские композиции. Важно, что и тем и другим предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в тоже время получить знания по предмету «Изобразительное искусство».

Знакомство с разными стилями и направлениям в изобразительном искусстве, с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников обогащает внутренний мир, помогает внутренним поискам. Безусловно, кому-то ближе ассоциативный путь создания образов, а кто-то хочет создавать реалистическое изображение в точном соответствии с натурой.

Современное образование должно быть национально сориентировано, без ясного сознания этого невозможно возродить Россию. Речь идёт не о какой-то национальной исключительности, а о необходимости сделать русские школы действительно русскими, об уважению к своему отечеству. Искусство – мощнейшее средство, с одной стороны, национального самосознания, освоения национальных традиций, воспитание патриотических чувств, а с другой – средство приобщения к общечеловеческим ценностям.

Глава 4:

Ознакомление учащихся начальных классов с произведениями изобразительного искусства осуществляется двумя путями: в процессе учебных занятий по темам программы (в 1 и во 2 классах) и путем специальных бесед об изобразительном искусстве (в 3 – 4 классах).

Демонстрация отдельных произведений изобразительного искусства на уроках рисования с натуры, декоративной работы и рисования на темы позволяет ознакомить учащихся с применением изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников. Полученные таким образом сведения о произведениях изобразительного искусства затем систематизируется в специальных беседах.

Так уже в начальных классах у детей накапливаются впечатления, связанные с художественными образами, способствующие воспитанию эмоций. Показ произведений искусства и рассказы о них воспитывают интерес и любовь к ним. При изучении произведения следует учить детей пониманию его художественной идеи.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1 – 4 классах проводится в начале или в конце урока, 8-12 минут; в одной беседе показывают, как правило, либо одно - два произведения, либо пять – шесть иллюстраций, либо три – четыре предмета декоративно – прикладного искусства. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки – в одной беседе показываются пять – шесть произведений живописи, скульптуры, графики или столько же предметов декоративно – прикладного искусства.

Во время бесед следует, как можно шире использовать кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, показ репродукций и их фрагментов через эпидиаскоп. По возможности нужно проводить экскурсии в музеи, художественные галереи, к памятникам искусства.

Важно учитывать и то, что ознакомление с произведениями изобразительного искусства проводится в течении всего учебного года. Учитель должен планировать беседы с учетом времени года, праздников, тем чтения и учебного материала практических занятий по изобразительному искусству.

В 1 классе в итоге этих бесед учащиеся должны научиться узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (время года, время дня, погоду, человека, дом, животных, машины и т. д.), действие (идут, сидят, разговаривают и т.д.), высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось, почему).

К концу обучения во2 классе школьники должны уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно – прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник).

В 3 классе к концу года дети должны уметь выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина).

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. Они должны уметь рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства (основная мысль художника, как она выражена и т.д.).

Заключение:

В данной работе мы изучили психолого - педагогическую, методическую литературу по теме исследования, рассмотрели виды, структуру и планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе и на основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов составили методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке.

И доказали, что каждый урок несет в себе определенные цели. Их четыре: обучающая, закрепляющая, развивающая и воспитывающая. Важной задачей является привитие ребенку желания учиться и настойчивости в овладении знаниями. Поэтому учитель должен применить на уроке массу педагогических методов и приемов. Один из них – индивидуальная работа с учащимися.

Решить выше перечисленные задачи можно только при наличии строгой структуры урока.

Стандартная структура урока заключается в расчленении времени урока на части: организационная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание, итог урока.

Современный урок изобразительного искусства должен отвечать следующим важнейшим требованиям:

1. Наличие целей и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами школы, предмета, конкретной темы, содержанием урока.

2. Воспитательная направленность должна соответствовать теме урока.

3. Соблюдение дидактических принципов в обучении и выполнении целей и задач воспитания всесторонне развитой личности.

4. Постоянное обогащение школьников ЗУН по предмету и на этой основе систематическое развитие учащихся.

5. Использование разнообразных методов работы, отвечающих особенностям учебного материала, содержанию урока и активизирующих познавательно-творческие способности учащихся.

Похожие работы на данную тему