Введение:
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интересам к изучаемым предметам.
Не секрет, что в наш быстро меняющийся век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.
Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
Глава 2:
Десять тысяч уроков – вот сколько приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, урок будет не результативен. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – задача учителя.
Как отойти от однотипной структуры урока, преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок интересным и радостным? Уже несколько лет в школах используют нетрадиционные формы проведения уроков. Многому стоит научиться, многое пересмотреть, но такие уроки ребята ждут, а звонок, который сообщает об окончании игры, конкурса, больше раздражает их, чем радует. Конечно же, каждый учитель планирует, строит свой урок, в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом. Учителя интереснее проводят уроки-игры соревновательного характера. Целесообразнее проводить их во время обобщения изучаемого материала.
Использование дидактических игр на уроках труда – процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке.
Они воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.
«Загадай - отгадаем».
По существенным признакам надо найти различные овощи. Для этого подбирают самые яркие признаки, характерные для данного растения.
Ход игры: Один из учащихся выходит за дверь. Все остальные готовят описание овоща в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен найти овощ на выставке. (Можно заменить натуру рисунками или муляжом.) Эта игра может иметь подготовительный период. В этом случае группы детей заранее подбирают или составляют загадки. Интерес возрастает от желания написать собственные маленькие стихи. Часто загадка создаётся в результате коллективного труда детей. Вот некоторые из наших загадок:
1. В июне солнце
Глянуло в оконце,
На исходе лета –
Новая примета:
Лучиками жёлтыми
Раскрашено окошко,
Сыплет серым дождиком
Прямо к нам в лукошко. (Подсолнух)
2. Зелёный и усатый,
Чуть колючий, полосатый.
В себе прохладу сохраняю,
В жару жажду утоляю. (Огурец)
3. Как слива, темна,
Как репа, кругла.
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила. (Свекла)
4. Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой. (Пшеница)
«Выбери инструменты».
Задача: отгадав загадку, узнаешь, какие инструменты нужны, будут на уроке.
Ход игры: Заранее подобранные загадки учащиеся читают по карточкам. Отгадывающий угадывает и находит на столе инструмент.
Заключение:
В нашей выпускной квалифицированной работе была рассмотрена проблема применения дидактических игр на уроке. Теория и практика использования дидактической игры в учебно-познавательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики начального обучения.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Как показывают наблюдения, многие учителя имеют не вполне правильные установки относительно дидактической игры, которая часто понимается именно как развлекательный момент урока.
2. Выделяют обычно следующие функции игры:
а) организующую, в соответствии с которой на уроке широко используются игры – соревнования по дисциплине, содержанию в порядке рабочего места и пр. Например, учитель в конце урока ставит флажок на парте тех учащихся, которые лучше вели себя, не получили дисциплинарных замечаний. На последующих уроках флажки «передовиков» могут переместится на другие парты;
б) развлекающую, обуславливающую применение необычных форм подачи учебного материала с целью привлечения внимания учащихся. Например, проводя устные вычисления на уроке математики, учитель не просто диктует или записывает соответствующие задания, а рисует на доске цветок, в сердцевине и на лепестках которого изображены числа. С целью закрепления знаний детей о словесном составе предложения учитель проводит дидактическую игру «Придумай предложение», которое проходит так. Учитель объявляет: «Будем придумывать предложения. Я буду говорить слово, а вы добавите к нему еще два, чтобы получилось предложение из трех слов. Кому я дам в руки платочек, тот и будет отвечать». Далее «игра» проходит, как обычное упражнение, с той лишь разницей, что вызываемый к ответу получает платочек;