Введение
Образование подрастающего поколения является делом государственной важности. Поэтому учитель начальных классов должен иметь ясное и целостное представление о физической культуре как активном педагогическом средстве, способствующем всестороннему развитию детей и подростков, подготовке их творческой жизнедеятельности.
Физическое воспитание младших школьников является начальным этапом физического совершенствования личности в условиях школы, конкретизуется:
a) относительно самостоятельными задачами, обеспечивающими реализацию общей цели физического воспитания;
б) возрастными особенностями школьников, определяющими динамику развития их организма и становления качественных свойств личности;
в) Выбором средств, методов и форм организации, занятий, учитывающих возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и обеспечивающих положительное решение педагогических задач.
Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат. Человечеством накоплено множество методов деятельности. Но непрерывное усложнение задач и проявление новых возможностей требует постоянного обновления методов их решения. Сказанное имеет отношение и к обучению.
Актуальность нашей работы заключается в необходимости формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста к физической культуре путем творческого подхода к применению практических методов обучения в процессе физического воспитания.
Исходя из выше сказанного, тема нашей работы была сформулирована следующим образом «Использование практических методов обучения на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте».
Цель исследования: определить особенности использования практических методов обучения и их применение на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс обучения физической культуре в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: практические методы обучения, применяемые на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте.
Задачами являются:
1. Раскрыть сущность понятий «метод», «методический прием», «методика» и дать классификацию.
2. Выделить психолого-педагогические основы выбора метода обучения.
3. Дать характеристику анатомо-физиологическим и психологическим особенностям младшего школьного возраста.
4. Определить особенности применения практических методов обучения на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте.
Вся система физического воспитания строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Начальный период жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами является окружающая среда и воспитание ребенка. Преподавателю, ведущему занятия с детьми, необходимо, опираясь на знание возрастных особенностей детей, так организовать процесс физического воспитания, чтобы было обеспечено положительное эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое его развитие
Упражнения на гибкость делятся на динамические и статические. Динамические - махи, вращения, наклоны, прогибания. Статические упражнения выполняют без движения — мостики, шпагаты, «ласточки».
Упражнения на гибкость особенно нравятся девочкам. Часто они пытаются продемонстрировать свои достижения подружкам, но не всегда знают, что следует соблюдать осторожность, помнить о подготовительных упражнениях, которые предотвратят растяжение.
Список используемой литературы
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. 2-е изд.-М.,1988.
2. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе.-М.,1981
3. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций.-М.,1984.
4. Лернер, Исаак. Дидактические основы методов обучения.-М.,1981
5. Матвеев Л.П. Теория и методика ФК.-М.,1981
6. Матвеев А.П. Методика ФВ с основами теории.- М.,1991
7. Матвеев А.П. Методика ФВ в начальной школе.-М.,2003
8. Максименко А.М. Основы теории и методики ФК.-М.,1999
9. Минаев Б.Н. Основы методики ФВ школьника.-М.,1989
10. Советский энциклопедический словарь.-М.,1981
11. Смирнов М.Н. Дидактика средней школы.-М.,1980
12. Смирнова С.А. Педагогика.-М.,2001
13. Сборник инструктивно-методического материала по ФВ.-М.,1984
14. Савина Н.В. Педагогика.-М.,1987
15. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы.-М.,1982
16. Теория и методика ФВ. Под ред. Ашмарина.-М.,1990
17. Теория и методика ФВ. В 2т. Под ред. Матвеева.-М.,1976
18. Примерная программа по ФК для учащихся начальной школы.-М.1999
19. Определение ФП школьников. Под ред. Сергеева Б.В.-М.,1973
20. Настольная книга учителя ФК. Под ред. Кофмана Л.Б.-М.,1998
21. Лях В.И. Физическая культура 1-4 класс.-М.,2000
22. Физическая культура. Учебное пособие уч. 1-4 кл.-М.,1998
23. Физическая культура в школе.-М.,2001 №3
24. Харламов И.Ф. Педагогика.2-е изд.-М.,1990
25. Холодов Ж.К. Теория и методика ФВ и спорта.-М.,2000
26. Пидкасистый П.И. Педагогика.-М.,1995
27. Подласый В.П. Педагогика.-М.,1999
28. Шлеман А.Н. Физическое воспитание учащихся 1-4 классов.-М.,1993
29. Шиян Б.М. Теория и методика ФВ.-М.,1988
30. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в
учебных заведениях.-М.,1979
31. Теория и методика физической культуры. Под ред. Курамшина.2-е изд. М.2004
32. Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. М.,1989
33. Петров П.К. Теория и методика ФК и спорта. М.,1987
34. Железняк С.К. Теория и методика ФВ. М.,1999
35. Жуков С.В.Теория и методика ФК и С. М.,2000