Введение
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека. Физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных способностей (М.В. Антронова, Д.А. Фарбер, Ю.Н. Вавилов, Н.А. Фомин, В.П. Филин, Н.А. Фомин, А.Г. Хрипкова).
Физическое воспитание школьников должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и физической подготовленности, которые направлены на обеспечение базы в освоении физической культуры для жизнедеятельности, для развития личности, для формирования здоровья и здорового образа жизни. Анализ состояния физической подготовленности детей показывает, что за последнее десятилетие количество учащихся, имеющих низкую оценку физической подготовленности, увеличилось в три раза и достигло у мальчиков 50,8%, у девочек - 58,8%. Лишь 7% учащехся вовлечены в занятия физической культурой и спортом, вместе с тем, недостаточная двигательная активность является причиной высокой заболеваемости детей и учащейся молодежи (Ю.В. Вавилов, Л. Лубышева, Е. Ярыш, 1998).
Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств школьников посвящены работы B.C. Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского и других специалистов в области физической культуры, считающих, что двигательная подготовленность является важным компонентом здоровья учащихся, а её улучшение одной из главных задач физического воспитания в школе. Для целесообразной и эффективной организации занятий физической культурой необходимо иметь истинную информацию об уровне физической подготовленности школьников на каждом этапе их обучения. Наличие этой информации, особенно на этапе формирования двигательных функций, имеет большое практическое значение. Поэтому оценка эффективности физического воспитания в школе должна производится с одной стороны, по состоянию здоровья учащихся, а с другой - по уровню развития основных физических качеств, т.е. по уровню физической подготовленности учащихся. Физическое состояние и работоспособность школьников изменяются под влиянием внешней среды, учебных занятий по физическому воспитанию В связи с этим, своевременный контроль и оценка подготовленности школьников позволяют рационально строить учебный процесс и определить его эффективность.
Вышеизложенное послужило основанием для выбора темы исследования: «Взаимосвязь показателей двигательной подготовленности и качества освоения программы по физической культуре школьниками 4-х классов».
Объект исследования – образовательный процесс в общеобразовательной школе на уроке физической культуры.
Предмет исследования - взаимосвязь показателей двигательной подготовленности и качества освоения программы по физической культуре школьниками 4-х классов.
Цель исследования – выявить взаимосвязь показателей двигательной подготовленности и качества освоения программы по физической культуре школьниками 4-х классов.
Задачи исследования:
1 определить качество освоения программного материала по физической культуре учащимися 4 – х классов;
2. выявить физическую подготовленность младших школьников;
3 обосновать взаимосвязь показателей двигательной подготовленности и качества освоения программы по физической культуре школьниками 4-х классов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что между показателями двигательной подготовленности и качеством освоения программы по физической культуре школьниками 4-х классов существует определенная взаимосвязь: чем выше качество освоения программы учащимся, тем выше его двигательная подготовленность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, метод балльной оценки, методы математической статистики.
1.3. Система мониторинга двигательной и физической подготовленности школьников 4 класса
В современных социально-экономических условиях возрастает необходимость более полного использования возможностей, которыми располагает система физкультурного образования детей и молодежи для их подготовки к самостоятельной жизни. Начавшийся спонтанно процесс пересмотра и ревизии школьных программ и предмета "Физическая культура" в структуре современного среднего образования требует опережающей разработки прогрессивных и методически оправданных концепций, педагогических технологий и овладения ими учителями физической культуры [17].
Цель личной физической культуры - овладение учащимися навыками, умениями и знаниями воспитательной, развивающей, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для дальнейшего использования в процессе личного самосовершенствования [19].
Создание системы информационного обеспечения процесса физического воспитания детей и молодежи становится важнейшей предпосылкой развития инновационных процессов в этой сфере образования и культуры [16]. Получение объективной информации об уровне двигательной подготовленности школьников на различных ступенях образования является неотъемлемой частью деятельности по оценке эффективности действующих и научному обоснованию новых учебных программ по предмету "Физическая культура" в школе.
Продолжительное время программной и нормативной основой советской системы физического воспитания был комплекс ГТО. Успешно решая задачи во времена своего создания, комплекс ГТО в новых социальных условиях стал тормозом обновления как программных средств, так и системы нормативных оценок [5].