Введение
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
Многие исследователи приходят к выводу, что сегодня в школе и у нас, и за рубежом ослабевает интерес учащихся к процессу обучения. Психологи объясняют эту тенденцию отставанием роста уровня технологии в школьном процессе в сравнении с общим (мировым) ростом уровня технологии. Поэтому большую роль отводят поиску средств и способов преодоления этого негативного процесса – падения интереса к обучению.
Практика обучения требует постоянного повышения качества педагогического процесса. В этой связи в науке и практике существует много подходов и рекомендаций. Одним из направлений является технологизация педагогического процесса. Если проследить историю технологизации в мировом педагогическом опыте, то можно заметить, что 15-20 лет назад технологические понятия почти не использовались в отечественной педагогике. Лишь исследователи Т.А. Ильина и М.С. Кларин обращались к вопросам педагогических технологий, анализируя зарубежный опыт. Представителей традиционной педагогики пугал производственный термин «технология». Ведь под технологией понимались процессы, при которых происходило изменение объекта. Если выполнялись все условия технологии, то гарантировался результат. Но педагоги не видели переноса этой категории на педагогические явления.
А ведь технологические идеи не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Я.А. Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло иметь успеха. Таким образом, - сформулирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата.
В современном образовании широко применяются различные педагогические технологии, но в начальной школе наиболее распространены так называемые игровые технологии.
Игровая технология становится сегодня одной из организационных форм педагогического процесса, которая позволяет в значительной степени усилить воспитательную деятельность школы, органично включая в сферу ее влияния практически всех учащихся. Воспитывающий и развивающий эффект игры определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказывается ее участники. При этом распространение игровых технологий требует разработки такой концепции, которая могла бы стать основой для проектирования новых обучающих игр и одновременно давать объяснение особенностей игры как особого вида учебно-воспитательной деятельности.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность прожить некоторое время в близких к реальным жизненных условиях. В то же время, следует подчеркнуть, что она ни в коей мере не должна подменять традиционные, проверенные многолетним опытом методы обучения, а дополнять их, расширяя методический арсенал учителя, позволяя более эффективно достигать поставленные цели и задачи конкретного занятия и всего учебного курса.
Современной школе нужен учитель, владеющий новой технологией обучения, иным типом педагогической деятельности. Для этого необходимо вводить учителя в ситуацию, адекватную той, которую он должен организовать впоследствии самостоятельно.
Анализ существующей практики обучения взрослых показывает, что в основе своей педагог отчужден от изучаемой проблемы. Теоретические и практические аспекты ее рассматриваются им как нечто отвлеченное, не касающееся его внутренних убеждений, так как процесс обучения ограничивается только двумя шагами: изучением теоретических основ и наблюдением и анализом существующей практики.
Как следствие — не совпадение педагогического сознания с педагогическим знанием, сведение к минимальной значимости всего процесса обучения.
Проанализировав все вышесказанное, можно прийти к выводу, что тема нашей выпускной квалификационной работы является актуальной.
Цель исследования: изучить теоретические и методические аспекты использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся первых классов.
Предмет исследования: процесс использования игровых технологий на уроках математики в первом классе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность и виды педагогических технологий.
3. Раскрыть теоретические аспекты игровых технологий.
4. Изучить виды игровых технологий.
5. Выделить индивидуальные особенности детей младшего школьного возрастов.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и библиографического списка.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
В толковом словаре дана характеристика понятия технология как совокупности приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (28; 126).
Большой интерес для младших школьников представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это — игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершен¬ствуется мышление, включая действия по планированию, прогнози¬рованию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т. п.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987.- 144с.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология.- Р.-на-Д., 2000.
3. Бескоровайная Л.С.; Перекатьева О.В. Методика современного открытого урока математики. 1-2 классы. - Р.-на-Д.: Феникс, 2003
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.
5. Бордовский Г.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии. // Педагогика.-1993.- № 5.
6. Быкова Т., Гуськова Л. Путешествие на остров сокровищ. О «плюсах» и «минусах» использования дидактических игр на уроках. // Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября» - 2002 - № 20, С. 2-3
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984
8. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. С.Д. Крековой. М.: Просвещение, 1973
9. Востокова Е.В. Дидактические игры. // Начальная школа.- 1997.- № 6.
10. Газман О.С. В школу – с игрой.- М., 1991.
11. Гордиенко Г. Пятёрка с молотка. // Учитель года.- 2004 №1
12. Ермолаева М. Вечная потребность. Происхождение, функции, слагаемые, классификация игр. // Учитель года.- 2004
13. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпритация. М., 2001
14. Захарова С.И. Математику учим в игре. // Начальная школа.- 1999.- № 8.- С. 40-43.
15. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уроках математики. // Начальная школа.- 1988.- № 10.- С. 39-40.
16. Игры – обучение, тренинг, досуг… /Под ред. В.В. Петрусинского.- М.: ЭНРОФ, 1994.
17. Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова. Дидактика (начальные классы). - М.: Просвещение, 1978
18. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988
19. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. - СПб., 1992
20. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1992
21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977
22. Ляпина Т.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. - Алма-Ата, 1978
23. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982
24. Мироваева Н.И. Воспитательное значение дидактических игр при обучении математике.// Начальная школа.- 1984.- № 2.- С. 38-41
25. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Книга для учителя.- М.: Народная асвета, 1989
26. Мухина В.С. Детская психология. М.: Апрель пресс, 1999
27. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.- М.: Просвещение, 1986
28. Немов Р.С. Психология. Книга №2. М.: Просвещение 1995
29. Общая психология. Под ред. Богословского В.В., Ковалёва А.Г., Степанова А.А. - М.: Просвещение, 1981
30. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М. Просвещение, 1987
31. Педагогические технологии./ Под ред. В.С. Кукушина.- Р.-на-Д.: Март, 2002
32. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. Пособие для учителя. «Просвещение». «Учебная литература». - М., 1996
33. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М.: Роспедагенство, 1996.
34. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996
35. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М., 1997.
36. Руководство практического психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: «Академия», 1999
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.
38. Семке А. Икс – великий ученый. // Учитель года 2004 №1
39. Симонов В.М. Педагогика. - Волгоград, 1998
40. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: книга для учителей.- М.: Просвещение, 1980.- 144 с.
41. Сластенин В.А. Педагогика.- М., 1998.
42. Сорокина А.И. Дидактические игры. - М.: Просвещение, 1982.- 96 с.
43. Спиваковский А.С. Игра – это серьезно.- М., 1981.
44. Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками.// Начальная школа: ±.- 2001.- № 4.- С. 3-7.
45. Урунтаева Т.А., Афонькина Ю.А. Практикум по психологии младшего школьника. М.: Академия, 2000
46. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997
47. Чилингирова Л. Спиридонова Б. Играя, учимся математике. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1993.
48. Чутко Н.Я. Игра и учебная деятельность детей. // Начальная школа: ±.- 2001.- № 4.- С. 8-11.
49. Шабала В. Общение не роскошь. Воспитание в процессе проведения игр. // Учитель года 2004 №1
50. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры.- М., 1994.
51. Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Знание, 1968
52. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1979