Введение
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интересам к изучаемым предметам.
Не секрет, что в наш быстро меняющийся век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.
Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Глава 2 Использование дидактической игры на уроках в начальной школе
2.1 Использование дидактической иглы на уроках филологического цикла (русский язык, обучение грамоте)
Русский язык.
Как показывают наблюдения за учебным процессом в начальной школе, занятия русским языком не всегда и не везде неизменно привлекают к себе внимание учащихся и вызывают у них устойчивый интерес. Нередко русский язык как учебная дисциплина представляется определенному количеству школьников неинтересным и довольно-таки скучным предметом. «Опять русский!» - разочарованно произносят некоторые из них, когда видят в расписании название этого предмета.
Непременной предпосылкой воспитания интереса к русскому языку являются систематическое накопление и вдумчивый отбор увлекательного, способного привлечь внимание каждого ученика дидактического материала.
Дидактический материал должен привлекать учащихся не только интересным содержанием, но и не менее интересной соответствующей формой, поскольку в первую очередь дети обращают внимание на внешнее оформление. Формулировки вопросов и заданий должны быть такими, чтобы учащиеся хорошо чувствовали возможность и посильность их выполнения и в то же время стремились дать объяснение тому или иному языковому факту.
Игра: «Каких букв больше?»
Класс делится на 2 команды (по вариантам): «гласные» и «согласные». В записанном предложении одна команда подчёркивает гласные буквы, а другая – согласные буквы. Определяется победитель: кто правильно подчеркнул, назвал и посчитал все буквы.
Литература
1. Агаркова Т.Ф. Дидактические игры на уроках трудового обучения. //Нач.шк.-2003.-№10.-с.92-94.
2. Агаркова Т.Ф. Дидактическая игра-средство обучения детей шестилетнего возраста элементарным трудовым умениям.//Нач.шк.-1989.-№5.-с.32-34.
3. Андреева Л.П. Как игры помогают детям изучать русский язык.//Нач.шк.-2001 .-№9.-с. 107-109.
4. Архипенко Ф. Игра в учебной деятельности младшего школьника. //Нач.шк.-1989.-№4.-с.4-6.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1988. –с. 479.
6. Бахарева А.С.,Фёдорова Л.Ф. Уроки ознакомления с окружающим миром в 1 классе.-Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1999.-е. 100.
7. Бахарева А.С., Фёдорова Л.Ф.Уроки ознакомления с окружающим миром во 2 классе.-Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1999.-е. 100.
8. Бахарева А.С.Формы экологического воспитания детей.-Шадринск:Изд-во Шадринского пединститута,2000.-с.128.
9. Бетенькова Н.Дидактический материал к урокам обучения грамоте как средство развития речи и навыков чтения.//Нач.шк.-1985.-№6.-с.23-27
10. Биткова Н.В.Весёлая азбука.-Курган:»Юность», 1991 .-с. 106.
11. Ю.Болотина Н.И. Дидактическая игра - одно из средств активизации познавательной деятельности детей шестилетнего возраста. //Нач.шк.-1989.-№12.-с.42-44.
12. Бондаренко А.К.Дидактические игры.-М. :Просвещение,1991
13. Бордочёва А.Я. Дидактические игры на уроках обучения грамоте. //Нач.шк.-1988.-№8.-с.23-26.
14. Бунеева Е.В., Домиссаров Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1-2 классы( 1-4).Методические рекомендации для учителя.-М.: «Баласс»,2000.-с.256.
15. Н.Вавилова Н.М.Роль игры в период обучения грамоте./УНач.шк.-1986.-№9.-с. 19-21.
16. Вапняр Н.Ф.Использование математических игр на уроке.//Нач.шк.-1991.-№3.-с.27-29.
17. Галагузова М.А.Использование дидактических игр на уроках труда.//Нач.шк.-1984.-№2.-с.44-46.
18. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984. – с. 256.
19. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материал к курсу «Общ.психология».:Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов.-М.:Просвещение,1986. - с. 272.
20. Гельфман Е.М., Рябинин В.С. Игры и упражнения для больших и маленьких.-М.: Просвещение 1969.- с.104.
21. Глушкова А.И. Игры на уроках математики и русского языка.//Нач.шк.-1986.-№5.-с.31-32.
22. Гостева Л.А. Применение перфокарт на уроках русского языка.//Нач.шк.-2002.-№3.-с.56-57.
23. Григоренко В.А. Дидактический материал как средство развития интереса к русскому языку.//Нач.шк.-1986.-№2.-с.30-33.
24. Гудилина С.И. Игровая азбука.- М.:»Аквариум»,с.256.
25. Гуткина Н.Игра помогает учиться.//Педагогический вестник.-2000.-№8.-с.11.
26. Довыденкова Ж.П. Элементы игры при обучении шестилеток //Нач.шк.-1988.-№ 10.-С.42-43.
27. Ежова Е.Ю. Игра в обучении изобразительному искусству детей шестилетнего возраста. //Нач.шк.- 1990.-№10.-с.44-47.
28. Жикалкина Т.К.Дидактическая игра на уроке математики.//Нач.шк.-1986.-№3.-с.39-42.
29. Жикалкина Т.К.Игровые и занимательные задания поматематике.-М.:ПросвещениеД989.-с.63.
30. Зацепина Т.В. Использование игры при проверке вычислительных навыков. //Нач.шк.-1988.-№ 1 .-с.22-24.