Введение:
В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа специфики супружеских конфликтов в семьях с различным стажем семейной жизни.
Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что семейная политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, не зная основных правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом достаточно быстро расходятся.
На наш взгляд, изучение специфики конфликтов в диаде «супруг-супруга» в семьях с различным стажем семейной жизни является актуальным ещё и потому, что сама по себе данная тематика не получила должной разработки как в отечественной педагогике и психологии, так и в зарубежной (в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований).
Конечно, существуют попытки в педагогике, социологии, психологии и сексологии проникнуть в мир супружеских конфликтов. Создается необходимая литература о семье и браке. Возникают различные центры молодой семьи, клубы знакомств, консультации и др. Но на сегодняшний момент этого недостаточно.
В предупреждении и преодолении семейных конфликтов очень многое зависит от искусства общения в семье, основу которого составляет стремление сгладить назревающий семейный конфликт, а не разжигать его; умение воспринимать супруга таким, какой он есть, видеть в нём прежде всего положительное, не демонстрировать его недостатки, преувеличивая их значение; стремление видеть источник своего раздраженного состояния прежде всего в себе самом, а не в супруге. Очень важно не позволить себе опуститься до употребления оскорбительных выражений по отношению к близкому к тебе человеку.
Глава 4:
Для подтверждения предыдущей методики мы использовали тест - опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и предназначенный для экспресс - диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствует три варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно (Приложение 2).
Инструкции испытуемым: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов, типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.д.».
На основании полученных данных, учитывая нормальность их распределения, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-диагностики испытуемых по их суммарному баллу (Приложение 2).
Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
- от 0 до 16 баллов – абсолютно неблагополучные;
- от 17 до 22 баллов – неблагополучные;
- от 23 до 26 баллов – скорее неблагополучные;
- от 27 до 28 баллов – переходные;
- от 29 до 32 баллов – скорее благополучные;
- от 33 до 38 баллов – благополучные;
- от 39 до 48 баллов – абсолютно благополучные.
Для получения количественных оценок, мы проанализировав первичные данные в, составляем на их основании таблицу 2– (Приложение 6).
4.2.3. Изучение уровня удовлетворенности отношениями в паре.
Для подтверждения результатов предыдущей методики и получения более точных данных нами была использована методика «Удовлетворенность отношениями в паре», которая поможет более точно охарактеризовать взаимоотношения между супругами (Приложение 3).
Для проведения этой методики мы применяли следующую инструкцию: «Все вопросы задания касаются ваших отношений с супругой(-ом). Именно его (ее) имя вы можете мысленно поставить вместо значка ___. На все вопросы задания даны возможные варианты ответов. Вам нужно выбрать тот из них, который соответствует вашему мнению. Отвечайте, пожалуйста, на вопросы в том порядке, в котором они представлены в задании. Постарайтесь отвечать быстро. Помните, что «правильных» и «неправильных» ответов на эти вопросы быть не может. На листике выписывайте номер вопроса и рядом – номер варианта ответа».
Заключение:
В данной дипломной работе нами были реализованы следующие цели:
1. Провести теоретический анализ специфики супружеских конфликтов в семьях с различным стажем семейной жизни.
2. Провести практическое исследование, направленное на выявление различий супружеских конфликтов в семьях в период первичной и вторичной адаптации.
Также нами были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу по данной тематике.
2. Провести вводное рассмотрение семьи как объекта изучения социальной психологии.
3. Выявить специфику супружеского конфликта в период первичной адаптации.
4. Выявить специфику супружеского конфликта в период вторичной адаптации.
5. Провести практическое исследование, направленное на выявление различий супружеских конфликтов в семьях в период первичной и вторичной адаптации.
6. Сформулировать итоговые выводы и предложения по тематике данного дипломного исследования.
И в заключении необходимо сформулировать некоторые выводы:
По главе 1:
Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими одно хозяйство.
Существуют многочисленные функции семьи - это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных её потребностей её членов. Существуют основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи.