Введение:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время в обществе всё более значимую роль приобретает воспитание детей с интеллектуальным недоразвитием. Особенно важное значение на современном этапе приобре¬тает концепция психического развития умственно отсталого ребенка, которую выдвинул Л.С. Выготский – один из первых исследователей олигофрении. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка как единым процесс, где последующий этап развития зависит от предыдущего. А каждый последующий способ реагирования зависит от реагирования ранее, Л.С.Выготский указывает на необходимость различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Л.С. Выготский отмечал, что нельзя выводить особенности психики умст¬венно отсталого ребёнка из основной причины его отсталости – факта поражения его головного мозга. Это значило бы игнорирование процесса развития. Отдельные особенности психики находятся в чрезвычайно сложном положении к основной причине.
Важнейший вывод, к которому приходит Л.С.Выготский, что умственно отсталый ребёнок "принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций " (10, 29).
Глава 2:
Для диагностики наличия страхов дошкольников нами была проведена методика «Диагностика эмоционально – аффективной сферы», описанная Е.И. Роговым в учебном издании «Настольная книга практического психолога».
Схема проведения:
В начале психологом задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?»:
1. Когда остаешься один?
2. Заболеть?
3. Умереть?
4. Каких-то детей?
5. Кого-то из воспитателей?
6. Того, что они тебя накажут?
7. Бабу Ягу, Кащея бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?
8. Страшных снов?
9. Темноты?
10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?
11. Машин, поездов, самолетов?
12. Бури, грозы, урагана, наводнения?
13. Когда очень высоко?
14. В маленькой тесной комнате, туалете?
15. Воды?
16. Огня, пожара?
17. Войны?
18. Врачей (кроме зубных)?
19. Крови?
20. Уколов?
21. Боли?
22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упа¬дет, стукнет)?
На основе полученных ответов на перечисленные здесь вопро¬сы, психолог делает вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — есть важ¬ный показатель преневротического состояния. Таких детей следует, в первую очередь, относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать та¬ких детей проконсультироваться у психоневролога).
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связан¬ные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транс¬порт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (своей); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутых пространств).
2.1.2.2. Методика «Несуществующее животное»
Для диагностики наличия страхов дошкольников нами также была проведена методика «Несуществующее животное».
Заключение:
Целью данной дипломной работы выступал анализ формирования эмоционально – положительного отношения к окружающему у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть психолого – педагогические аспекты проблемы формирования эмоционального отношения к окружающему у детей – дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Проанализировать пути формирования эмоционально – положительного отношения к окружающему у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предметом исследования выступал анализ формирования эмоционально – положительного отношения к окружающему у детей с интеллектуальной недостаточностью
Объектом данного исследования выступали 14 детей старшего дошкольного возраста из социального центра реабилитации детей с ограниченными умственными возможностями.
Методический аппарат исследования включал:
1. Методику «Диагностика эмоционально – аффективной сферы».
2. Методику «Рисунок несуществующего животного».
Были проведены следующие этапы исследования:
1. Первичная психодиагностика.
2. Экспериментальное воздействие.
3. Вторичная психодиагностика.
По итогам данной дипломной работы необходимо отметить, что одной из важных характеристик личности ребёнка с интеллектуальным недоразвитием является незрелость его эмоциональной сферы.
Эмоциональные отношения и чувства играют существенную роль в развитии ли¬чности. У ребёнка с интеллектуальным недоразвитием наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, рез¬ко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоциональных отношений и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.