Введение:
Воображение принадлежит к числу главных логических завоеваний дошкольно¬го детства. Л.С. Выготский считал вообра¬жение центральным психическим новообразо¬ванием этого периода развития. Как показыва¬ют исследования Института развития дошколь¬ного образования, выполненные в том числе нашим исследовательским коллективом, след¬ствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной или музыкально-исполнительской деятельности, но и полноценная готовность к школьному обуче¬нию и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы.
Будучи ключевым психи¬ческим новообразованием дошкольного детства, вооб¬ражение неизменно прико¬вывает внимание возраст¬ных психологов. В отечест¬венной и зарубежной науке раскрыты возможности раз¬ных видов деятельности до¬школьника применительно к развитию его воображения. Речь идет о деятельности иг¬ровой, изобразительной, му¬зыкальной, конструктивной, двигательной, коммуника¬тивной. Выявлены пути фор¬мирования воображения в процессе активного вос¬приятия детьми сказок и других литературных про¬изведений, а также их приобщения к ценностно-смысловым началам экологической (этико-экологической) куль¬туры.
С дошкольного детства идёт развитие связной речи. Одним из её видов является творческое рассказывание. Это наиболее сложный вид монологической речи. Но именно творческое рассказывание ведёт к развитию не только всех психических процессов, но и к развитию способностей, креативности, толерантности, в общем – творческой личности, которая просто необходима современному обществу, чтобы нестандартно решать возникающие задачи и проблемы.
Глава 2:
С помощью этой же методики «Придумай рассказ» мы изучали способность к творческому рассказыванию по следующим критериям:
- развёрнутость рассказа;
- начало, середина и конец рассказа;
- необычность и сюжета;
- использование сложных распространённых предложений;
- использование метафор, сравнений.
Оценка результатов
• 5 баллов – очень высокий уровень сформированности способности к составлению творческих рассказов (в рассказе присутствуют все критерии оценки);
• 4 балла – высокий уровень (в рассказе отсутствует сравнение, метафоричность);
• 2 – 3 балла – средний уровень (придуманная история, сказка или рассказ имеют необычный интересный сюжет с началом, серединой и концом, используются распространённые предложения);
• 1 балл – ниже среднего уровня (в общем, сюжет имеется, но не выдуманный).
• 0 баллов – низкий уровень (старший дошкольник не смог выполнить задание).
Анализ результатов показал, что среди испытуемых высокого уровня достигли четыре ребёнка (25 %): Соня Г., Екатерина Б., Дима З., Руслан З. Очень высокого уровня способности к творческому рассказыванию достиг один испытуемый имеют Егор Ш., что составляет 6,25 % от общего числа респондентов. Девять дошкольников достигли среднего уровня (56,25 %): Вадим Д., Ваня В., Инна К., Ярослав М., Кристина П., Саша П., Лиза С., Арина Т., Маша Я. Только два испытуемых остались на низком уровне (12,5%): Андрей К. и Аня Д. (см. Приложение 5., Рисунок 4).
Заключение:
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свои мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.
Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом, одним из видов которых является творческое рассказывание.
Творческое рассказывание – это самостоятельное придумывание содержание рассказа, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. Можно выделить следующие виды творческого рассказывания: придумывание продолжения и завершения рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя и без плана; придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Детские сочинения можно классифицировать так:
1. Творческое сочинение по картинке.
2. Контаминации на темы художественных произведений.
3. Свободное сочинение:
а) сказок,
б) рассказов.
Самостоятельное сочинение, богатое по лексике, правильное и разнообразное в грамматическом отношении, а главное - логично построенное и выразительное, доступно детям на пятом - шестом году жизни. До этого их сочинения представляют набор логически не связанных друг с другом образов из известных им художественных произведений. Подготовительной работой к сочинению детей являются упражнения в пересказывании.