Введение:
В связи с продолжающимся развитием рыночных отношений в Гру-зии многие ведущие экономисты связывают будущее данной страны с привлечением в широких масштабах в грузинскую экономику ино-странных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в Грузии цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помо-гут поднять экономику данной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инве-стиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для дости-жения таких целей, как выход из современного состояния достаточно неста-бильной экономики, подъем экономики.
При этом грузинские общественные интересы не всегда совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь ка-питалы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.
Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изу-чить конкретное состояние в области привлечения иностранных инве-стиций в настоящих грузинских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инве-стиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс:
Глава 3:
Проводя исследование инвестиционного климата в Грузии необходи-мо отметить, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом рост инвестиций в Грузии составил 450%.
Также продолжая данный анализ необходимо заметить, что за девять месяцев 2006 года в Грузии объем прямых зарубежных инвестиций составил 711 млн. 637 тыс. долларов, в то время как за весь 2005 год данный показа-тель составил лишь 449 млн. 785 тыс. долларов.
По объему инвестиций, вложенных в экономику Грузии, на первом месте находится Казахстан – 142 млн. 505 тыс. долларов, на втором месте Турция – 88 млн. 674 тыс. долларов и на третьем – Великобритания – 77 млн. 978 тыс. долларов.
Четвертое и пятое место занимают Норвегия и Азербайджан - 54 млн. 690 тыс. долларов и 52 млн. 598 тыс. долларов соответственно. США, вложившая за 9 месяцев 2006 года в экономику Грузии 47 млн. 532 тыс. дол-ларов, находится на шестом месте. Всего в список входит 39 стран.
Следует отметить, что в 2004 году в Грузии объем прямых зарубеж-ных инвестиций составлял 499 млн. 107 тыс. долларов, в 2003 году – 340 млн. 70 тыс. долларов, в 2002 году – 167 млн. 362 тыс. долларов, в 2001 году – 109 млн. 840 тыс. долларов, а в 2000 году – 131 млн. 232 тыс. долларов.
Анализируя иностранные инвестицию в Грузию следует отметить, что прямые зарубежные инвестиции в Грузию, например, в первом квартале 2006 года составили $133,8 млн., что примерно в 1,5 раза больше показателя годичной давности. В общем объеме прямых инвестиций 88,4%, или $118,3 млн., приходится на инвестиции в акционерный капитал (из них $63,5 млн. - инвестиции в промышленный сектор, в том числе $26 млн. - инвестиции BP, 12,3 млн. - в банковский сектор, 42,4 млн. - в процесс приватизации), 6,5%, или $8,8 млн. - на реинвестированные доходы, 5,1% или $6,8 млн. - на инве-стиции в другой капитал (в основном, на кредиты инвесторов предприятия).
В случае инвестиций "в другой капитал" имели место двусторонние потоки, то есть выдача кредитов предприятиям прямыми инвесторами и, в то же время, покрытие предриятиями кредитов, что частично сократило показа-тель чистого объема инвестиций «в другой капитал».
Если говорить о крупнейших иностранных инвестициях в экономику Грузии, то здесь следует отметить, что объем инвестиций компании BP в 2006 году в Грузии составил 195 млн. долларов, инвестиции компании TAV-URBAN Georgia LLC в строительство нового здания Тбилисского междуна-родного аэропорта составили 65 млн. долларов, инвестиции в строительство Кулевского нефтяного терминала составили 45 млн. долларов, инвестиции из Казах стана составили в 100 млн. долларов.
Также порядка 185 млн. долларов поступило в Грузию от приватиза-ции, в том числе 50 млн. долларов от продажи госдоли в АО «Объединенная телекоммуникационная компания», а 115 млн долларов – от продажи энерго-объектов. Кроме того, инвестиции нового оператора мобильной телефонной связи «Bloomfin Ltd» составили порядка 90 млн. долларов, в том числе 40 млн. долларов по покупке лицензии, а 50 млн. долларов на строительство се-ти связи.
Заключение:
В заключение стоит отметить, что в последние годы грузинский рынок капиталов претерпел существенные перемены. Сейчас уже можно говорить о том, что в стране сложилась основа для долгосрочного стабильного развития финансового рынка и достигнуты первые значительные успехи.
Основными чертами этих перемен, ставящих Грузию на одно из пер-вых мест среди стран с так называемыми “возникающими рынками” капита-лов, являются:
- резкий рост объемов иностранных портфельных инвестиций в гру-зинские ценные бумаги;
- получение Грузией международного кредитного рейтинга и выход страны на рынок международных коммерческих заимствований;
- начавшийся выход грузинских компаний и регионов на финансовые рынки с целью привлечения долгосрочных финансовых ресурсов;
- начало формирования механизмов внутренних коллективных инве-стиций.
Все эти перемены позволяют, опираясь на опыт других стран, наде-яться на устойчивое развитие грузинского рынка капиталов и на высокую активность на нем иностранных инвесторов, что, безусловно, должно су-щественно помочь экономике Грузии в период ее перехода к долгосрочному росту.
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в грузинскую экономику, являющееся одним из не-обходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует зна-чительных нормотворческих и организационных усилий как от грузинских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и фи-нансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на: