Введение:
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Речь - способность, данная людям, как великий дар природы. Становление речи в раннем детстве имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни.
Проблема развития речи волнует многих родителей. "Говорящий" малыш не только более понятен, но и более "удобен" взрослому. С помощью слов, во-первых, легче узнать о самочувствии ребенка, его желаниях, чувствах; во-вторых, можно направить его действия в полезное русло и даже оградить от опасностей; в-третьих, расширить знания об окружающем мире, таком занимательном и притягательном. Но, оговоримся сразу, в раннем детстве речь как средство общения, познания, формирования понятийного аппарата и мыслительной деятельности проходит стадию своего становления.
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Человечество как будто заново открыло его величайшую "тайну": его слабость и несовершенство по сути являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Начинать следует с первых шагов ребенка, двигаясь целенаправленно и обдуманно.
Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивно развитие мозга, т. е. увеличение мозгового вещества. Такого не будет ни в один последующий период жизни. Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Именно поэтому ранний возраст - важнейший стартовый период жизни человека.
Глава 2:
Исследование проходило на базе детского сада «Орлёнок» и детского дома города Вельска Архангельской области. Для эксперимента были обследованы 10 детей 3 лет посещающих детский сад (экспериментальная группа) и 10 детей 3-4 лет из детского дома (контрольная группа).
Гипотеза исследования - интенсивное общение ребенка в семье приводит к более раннему развитию речи и повышает уровень развития речи.
Цель исследования предполагает определение уровня развития речи домашних детей и детей из детского дома.
В задачи эксперимента входят:
1.Выявить уровень развития активной речи детей контрольной и экспериментальной групп.
2. Выявить уровень развития понимания речи детей контрольной и экспериментальной групп.
3. Выявить уровень развития номинативной речи детей контрольной и экспериментальной групп.
4. Сравнить полученные результаты.
Для решения 1 задачи был подобрана методика:
«Рассказ по картинке»[31]
Цель этого теста - определение активного словарного запаса детей в возрасте 3 года.
Ребенку показывают серию картинок:
1."Мальчик вскапывает землю";
2."Мальчик сеет";
3."Мальчик поливает цветы";
4."Мальчик собирает цветы";
Далее ребенку дают две минуты на рассматривание.
Если ребенок отвлекается и не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрены картинки, ребенку предлагают рассказать о том, что он видит на них. На рассказ по каждой картинке отводится по две минуты.
Далее фиксируется результат, где отмечается наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкции предложений.
Заключение:
Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка.
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, "застывший" в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры.
Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления.
Целью данной работы являлось изучение развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза и определение психолого-педагогических условий для ее формирования.
Анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что:
1. Некоторые из выдвинутых в начале XX века идей о ходе усвоения ребенком родного языка находят свое продолжение и в современных исследованиях, другие были пересмотрены, третьи стали классическими и являются эталонами научной мысли.
2. Современные исследователи Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др. доказали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь.
3.Результаты таких исследований детской речи и данные, полученные другими советскими исследователями, показали, что основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение. Речевое общение состоит из понимания чужой и самостоятельной речи.
Г. Л. Розенгарт-Пупко считает что, для развития у ребенка понимания речи требуется следующее. В первую очередь приучить ребенка к общению по поводу него самого и другого лица, а также предмета и действия с ним. Этот тип общения развивается на втором полугодии. Надо, чтобы ребенок первого года жизни не был безразличен к лицу и предмету, т. е. Показанный объект должен занимать какое-то место в его жизненной практике – это может быть близкий ребенку человек, интересная игрушка и т. п.. Этот осмысленный в совместной деятельности и в общении со взрослым объект (лицо, предмет, действие) должен быть взрослым соотнесен со словами – его названием. Понимание речи как акт общения заключает в себе активное восприятие и ответ. Инициатива такого общения всегда на стороне взрослого.