Введение:
Актуальность темы дипломного исследования не вызывает сомнений. За-бота о детях лежит, прежде всего, на их родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних детей, благотворное воздейст-вие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка относится к бесспорным положениям. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребё-нок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при кото-рых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфе-ре семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в на-стоящее время чрезвычайно высок. Недаром в публикациях последнего време-ни появились высказывания о том, что за последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и революции, после Ве-ликой Отечественной войны и сейчас .
Глава 3:
Лишение родительского попечения не является основанием для утраты несовершеннолетним каких бы то ни было прав, предоставленных ему законо-дательством РФ. Напротив, такой статус дает возможность приобрести ряд до-полнительных прав и гарантий. Из этого следует, что воспитанник приемной семьи обладает, во-первых, правами, которыми пользуется любой несовершен-нолетний ребенок в семье, что прямо зафиксировано в п. 4 ст. 154 СК РФ и, во-вторых, правами, предусмотренными специальными нормативными актами, по-священными детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Несовершеннолетний воспитанник приемной семьи обладает правами как личного, так и имущественного характера . Они принадлежат ему независимо от того, будет ли он расти и воспитываться в родной семье либо в чужой, на-пример, в семье приемного родителя. Личные права возникают с момента рож-дения ребенка и прекращаются по достижении им совершеннолетия или в ре-зультате эмансипации либо вступления в брак до достижения совершеннолет-него возраста. Руководствуясь гл.11 СК РФ, можно выделить следующие права, которыми обладает ребёнок, находящийся на воспитании в приёмной семье.
Право ребенка жить и воспитываться в семье предусмотрено ст. 54 СК РФ. Оно является одним из основополагающих личных прав, гарантирующих каждому ребенку возможность либо жить и воспитываться в родной семье, ли-бо если это невозможно - обрести новую приемную семью (в широком смысле).
Семья – это естественная и необходимая любому ребенку среда, а семей-ное воспитание призвано способствовать всестороннему развитию его интел-лектуальных, нравственных, физических качеств, приобретению им полезных навыков, первого опыта общения, формированию ценностей и жизненных при-оритетов. Данное право первично. Поэтому СК РФ предусматривает, что пере-дача детей, оставшихся без попечения родителей, в детские воспитательные и иные учреждения возможна в том случае, если помещение их в семью усыно-вителей, опекунскую или приемную семью не представляется возможным.
Право ребенка знать своих родителей и других родственников закреплено в ст. 54 СК РФ. Представляется, что сведения о том, кто фактически являются родителями, не должны быть для ребенка закрытой информацией. Передача в приемную семью, в отличие от усыновления, ни для кого не является тайной, а также не прерывает правовой связи с родителями и другими родственниками.
Следует отметить, ребенок, передаваемый в семью родителя-воспитателя, не утрачивает юридическую связь с кровными родителями, а также со своими родственниками. Отсюда вытекает закрепленное в ст. 55 СК РФ право такого ребенка на общение с родителями и другими близкими родственниками (де-душкой, бабушкой, братьями, сестрами и т.д.). Данное положение основано на том, что общение ребенка с родственниками является нужным и полезным для него. Он не должен чувствовать себя ненужным или покинутым, поскольку это может отразиться на его психическом благополучии. Как отмечают многие ав-торы , приемные родители должны сохранить у своих воспитанников положи-тельное отношение даже к самым плохим биологическим родителям. Особенно это относится к подросткам, у которых в это время начинают формироваться собственные представления о родительстве и семейственности. По этой причи-не родственные связи, по возможности, должны быть сохранены.
Заключение:
В результате дипломного исследования были сделаны выводы:
Приемная семья - искусственно созданный социально-правовой институт в отличие от обычной семьи. Приемная семья - это временная, профессиональная, семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, преду-сматривающая оплату труда приемных родителей (супругов или отдельных граж-дан, взявших детей на воспитание) и государственное содержание детей.
Важной отличительной особенностью усыновления от приёмной семьи яв-ляется порядок его установления. Усыновление производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным главой 29 ГПК РФ. В приемную семью ребенок передается на основании договора.
Статья 123 СК РФ закрепляет положение, согласно которому наряду с усыновлением, опекой (попечительством), устройством детей в приемные се-мьи, субъекты РФ вправе учреждать и иные новые формы. В настоящее время в большинстве регионов России приняты законодательные акты, регулирующие порядок организации патроната.
Выбор той или иной формы устройства несовершеннолетнего в семью должен осуществляться с учётом конкретных обстоятельств и, главное, интере-сов ребёнка, а также с учётом потребностей граждан, желающих принять уча-стие в судьбе осиротевших или брошенных детей.