Введение:
Актуальность. Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей, поэтому среди множества проблем современного менеджмен¬та важнейшими являются разработка, принятие и осу¬ществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия.
Эта проблема имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неиз¬бежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы по¬терь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.
Процессы принятия управленческих решений зани¬мают центральное, иерархически главное место в струк¬туре управленческой деятельности, так как именно они в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результаты.
Глава 3:
Для определения эффективности решения применяется факторный анализ с применением ЭВМ.
Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эф¬фект машины, элементы совокупных затрат, производительности труда и т. д.) с целью ранжирования факторов для разработки пла¬на организационно-технических мероприятий по улучшению фун¬кции. Применение методов факторного анализа требует большой подготовительной работы и трудоемких расчетов по построению мо¬делей. Поэтому без ЭВМ не рекомендуется применять методы корре¬ляционного и регрессионного анализа, главных компонент. К тому же в настоящее время для ЭВМ различных классов имеются стан¬дартные программы по этим методам. В свою очередь, пользоваться установленными с помощью ЭВМ моделями довольно просто.
На подготовительной стадии факторного анализа большое вни¬мание следует уделять качеству матрицы исходных данных для ЭВМ. С этой целью сначала рекомендуется на основе логического анали¬за определять группы факторов, влияющих на исследуемую функ¬цию. К исходным данным предъявляются следующие требования:
а) в объем выборки должны включаться данные только по од¬нородной совокупности объектов анализа, т. е. одного назначения и класса, используемых (изготавливаемых, функционирующих) в ана¬логичных условиях по характеру и типу производства, режиму работы, географическому району и т. д. В том случае, когда необходи¬мо увеличить размер матрицы, исходные данные отдельных объек¬тов могут быть приведены в сравнимый вид с большинством объектов по отличающимся признакам путем умножения их на кор¬ректирующие коэффициенты;
б) период динамического ряда исходных данных должен быть небольшим, но по возможности одинаковым для всех объектов. Ус¬тойчивый период упреждения (зона прогноза) обычно в два и бо¬лее раза меньше периода динамического ряда. Например, по дан¬ным за 1990—2000 гг. можно разработать прогноз до 2005 г., а в последующие годы по фактическим данным модель должна обнов¬ляться (уточняться);
Заключение:
Большинство современных исследователей менеджмента согласны в понимании управления, прежде всего, как принятия решения. Эффективность производства определяется эффективностью управления, а эффективность управления – эффективностью принятия решения.
Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.
Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.
На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).
Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.
Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.