Введение:
Задачей настоящей работы является рассмотрение основных понятий, фундаментальных свойств, классификации и особенностей, а также проблем юридической теории ценных бумаг.
Теория ценных бумаг не в меньшей, а может быть в большей степени, чем другие области цивилистики, представляет собой почву, на которой вырастали многочисленные и, порой, причудливые конструкции, оторванные от той практической цели, которая поставлена в этой области юридической науке и законодательству.
Данная работа делает попытку подойти к учению о ценных бумагах как к технической проблеме нахождения правовых способов решения определенных практических задач.
Не секрет, что данная теория ценных бумаг с точки зрения ее применения в хозяйственном обороте является молодой, и недостаточно отработанной в различных ее областях практического применения. Это делает необходимым продолжение работы по совершенствованию теоретических знаний, законодательной доработки теории ценных бумаг. Опыт показал, что развитые индустриальные государства значительно упорядочили свой институт ценных бумаг и значительно выдвинулись вперед в практическом их применении. В данной работе проведена попытка провести анализ институтов ценных бумаг учитывая практику их применения в России.
Глава 5:
Правовыми актами, имеющими ключевое значение для построения российского фондового рынка, являются Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг», утвердивший Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Предполагалось, что с принятием указанных правовых актов Россию ожидает бурное развитие рынка ценных бумаг. Дело в том, что в качестве образца для построения рынка предусматривалось воспользоваться моделью фондового рынка США. Это было вполне объяснимо, поскольку правовые решения, используемые при организации рынка, на практике доказали свою эффективность и разумность. Таким образом, базовые правовые принципы, заложенные в основу организации рынка ценных бумаг США, были заимствованы при построении отечественной модели. К числу таких принципов следует отнести:
- наличие органа государственной власти, непосредственно подчиненного президенту страны и обладающего, по существу, надведомственными, экстраординарными по сравнению с другими ведомствами полномочиями;
- подчиненность всего массива правовых норм и всего регулирования одной цели, которая состоит в защите прав инвестора (именно с необходимостью реализации этой цели и связана экстраординарность полномочий государственного органа). Особые полномочия позволяют быстро и эффективно реагировать на нарушение прав инвесторов - недаром девизом Комиссии по рынку ценных бумаг США является изречение: «We are investor's advocate» («Мы защитники инвестора»);
Заключение:
Неудобства, присущие общим положениям гражданского права, заключаются в тех рисках которые создаются для участников правоотношений, а также способах их распространения между ними. Ценные бумаги, благодаря своему основному свойству - необходимости предъявления документа для осуществления выраженного в нем права, которое предполагает тесную зависимость между правом на бумагу и правом из бумаги - создают в этом отношении иную картину. Правоотношениям, выраженным в ценных бумагах, свойственны иные риски и иное их распределение, более целесообразное с точки зрения делового оборота.
Вместе с тем, каждая ценная бумага является уникальным товаром, рассчитанным на определенную категорию потребителей и обладающим такими индивидуальными свойствами, которые специально сконструированы эмитентом для определенной группы инвесторов (с тем, чтобы "продать" ценную бумагу на рынке, сделать ее "интересной" для конкретных инвесторов).
Таким образом, развитие рынка ценных бумаг бюджет способствовать экономическому и социальному развитию.
Не секрет, что рынок российских акций в большей степени функционирует за счет ежегодного притока иностранного капитала. Всякий отток этого капитала по причинам, например, политического характера, ввергает рынок акций в глубокий спад. В то же время внутренние финансовые ресурсы страны сосредоточены главным образом либо в виде наличных сбережений у населения, которое уже не рискует вкладывать их в акции любого вида, либо в виде вложений на рынке государственных уенных бумаг, который давал большую доходность, чем рынок корпоративных акций. В заключение необходимо выделить ряд проблем российского рынка акций, решение которых уже должно происходить в настоящее время: