Введение:
Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.
Однако процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
Занимаясь самореализацией, каждому надлежит учесть центральный закон саморазвития: степень личностной свободы прямо пропорциональна степени личной ответственности за все то, что происходит с тобой в любых жизненных ситуациях. /1/
Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность – это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки. Учитывая разнообразные области жизни и вариации выбора в каждой из них, конкретная личность уникальна. В зрелом возрасте, как правило, каждый человек- личность. Изучение его – немалый вклад в разработку проблемы развития и становления индивида.
Глава 2:
После 30-ти лет ожидания большинства молодых людей становятся более реалистичны, на первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработка и материального поощрения. Многие меняют места работы, оставаясь верными своей профессии, в стремлении получать более высокую зарплату, занять более ответственную должность или работать в более комфортных условиях. /16/
С возрастом эта тенденция продолжает развиваться. Приходит осознание того, что продвижение вверх по лестнице успеха оказывается не таким легким, как ожидалось. В большинстве сфер деятельности на вершине этой лестнице осталось мало места, поэтому разочарование – типичное чувство этого возраста, к которому примешивается определенная доля цинизма. /13/ Отсюда настроение, активность и мотивация достижения у мужчин 36-40 лет ниже, чем у более молодых. Самочувствие их ниже, так как возрастает изношенность организма, субъективное ощущение своего здоровья как неудовлетворительного.
Заключение:
1. Значения самочувствия, активности, настроения и мотивации достижения в целом по группам (у мужчин 22-25 лет и 36-40 лет) соответствуют среднему уровню.
2. Уровень мотивации достижения, а также уровни самочувствия, активности, настроения мужчин 22-25 лет достоверно выше, чем у мужчин 36-40 лет.
3. Активная самореализация, характерная для молодого возраста человека, основанная на высокой мотивации достижения цели, сопровождается высокой активностью, хорошим настроением и самочувствием.
4. К сорока годам накопившаяся усталость, разочарование, реалистичный взгляд на самореализацию находят свое выражение в сниженном настроении, пониженных активности, самочувствии, более низкой мотивации достижения цели.