Введение
Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.
Однако процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цели, задачи, объекты и методы исследования
По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.
В нашем исследовании принимали участие две группы испытуемых:
1. мужчины в возрасте 22-25 лет,
2. мужчины в возрасте 36-40 лет.
Цель работы состояла в изучении некоторых психофизиологических особенностей мужчин зрелого возраста.
Задачи:
1. Провести определение психического состояния мужчин зрелого возраста.
2. Выявить различия между группами испытуемых в уровне исследуемого признака.
Материалы и методы: Определение психического состояния испытуемых проведено с помощью теста САН (самочувствие (С), общая активность (А), настроение (Н)). /14/ Мотивация достижения определена с помощью мужской формы опросника /Приложение 1/. Обработка результатов проведена с помощью пакетов программ EXCEL и STADIA.
ЛИТЕРАТУРА
1. УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ / http://www.aquarun.ru/pis.html
2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
3. Возрастная физиология. – Л.: Наука, 1975. – 691 с.
4. Лазарева, Л. П. Геронтология: курс лекций; М-во путей сообщ. Рос. Федерации, Дальневост. гос. ун-т путей сообщ., Каф. "Психология". - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2002. - 167 с.
5. Дильман, Владимир Михайлович. Большие биологические часы: Введение в интегральную медицину .— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Знание, 1986 .— 254, [2] с.
6. Елютина, М. Э. Социальная геронтология : учеб. пособие; М-во образования Рос. Федерации, Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов : СГТУ, 2001. - 165 с.
7. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2003.
8. Зобов Р.А. Самореализация человека: введение в человекознание / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев;С.-Петерб. гос ун-т .— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001 .— 278 с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до позд. зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий .— М.: Сфера, 2001 .— 463 с.
10. Максимова, С. Г. Социально-психологические проблемы в геронтологии; М-во образования Рос. Федерации, Алт. гос. ун-т. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 223 с.
11. Зотова О.И., Кряжева И.К., Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. / Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.,1979. – С. 219.
12. Системные механизмы поведения / Под ред. К.В.Судакова.- М.: Медицина, 1990.- 238 с.
13. Физиология человека: учебник / По ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2001. – 608 с.
14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
16. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Хайнц Хекхаузен; Пер., ред. и вступ. ст. Ю. Е. Зайцевой .— СПб.: Речь, 2001 .— 238 с.