Введение:
Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.
Однако процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
Занимаясь самореализацией, каждому надлежит учесть центральный закон саморазвития: степень личностной свободы прямо пропорциональна степени личной ответственности за все то, что происходит с тобой в любых жизненных ситуациях. /1/
Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. .......
Глава 2:
По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.
В нашем исследовании принимали участие две группы испытуемых:
1. мужчины в возрасте 22-25 лет,
2. мужчины в возрасте 36-40 лет.
Цель работы состояла в изучении некоторых психофизиологических особенностей мужчин зрелого возраста.
Задачи:
1. Провести определение психического состояния мужчин зрелого возраста.
2. Выявить различия между группами испытуемых в уровне исследуемого признака.
Материалы и методы: Определение психического состояния испытуемых проведено с помощью теста САН (самочувствие (С), общая активность (А), настроение (Н)). /14/ Мотивация достижения определена с помощью мужской формы опросника /Приложение 1/. Обработка результатов проведена с помощью пакетов программ EXCEL и STADIA.
2.2. Полученные результаты и их обсуждение
Значения зарегистрированных психологических характеристик приведены в таблицах 1, 2. У 12 человек первой группы испытуемых мотивация достижения высокая. Низких значений мотивации достижения в этой группе лиц не зарегистрировано (табл. 1).
............
Выводы:
1. Значения самочувствия, активности, настроения и мотивации достижения в целом по группам (у мужчин 22-25 лет и 36-40 лет) соответствуют среднему уровню.
2. Уровень мотивации достижения, а также уровни самочувствия, активности, настроения мужчин 22-25 лет достоверно выше, чем у мужчин 36-40 лет.
3. Активная самореализация, характерная для молодого возраста человека, основанная на высокой мотивации достижения цели, сопровождается высокой активностью, хорошим настроением и самочувствием.
4. К сорока годам накопившаяся усталость, разочарование, реалистичный взгляд на самореализацию находят свое выражение в сниженном настроении, пониженных активности, самочувствии, более низкой мотивации достижения цели.