Введение:
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Одним из объективных факторов, затрудняющих становление и развитие современной российской системы местного самоуправления, является неразви-тость отечественной бюджетной системы и, как следствие, практическое отсут-ствие финансовой самостоятельности органов местной власти.
Государственное заимствование как относительно новый элемент финан-совой системы недостаточно освоено органами власти на местах, несмотря на активные попытки реализации местных эмиссионных проектов. Займы субфе-дерального и муниципального уровней, с одной стороны, по конституционно-правовому статусу эмитентов являются принципиально различными, но, с дру-гой стороны, по целевым назначениям, организационно-функциональным схе-мам, методическим и финансово-технологическим аспектам эмиссии и направ-лениям инвестирования заемных средств они вполне могут рассматриваться ед-ва ли не как идентичные. По ряду объективных причин, практика субфедераль-ных займов гораздо богаче, нежели - муниципальных (как в части числа и мас-штабности проектов, так и в профессионализме их подготовки и реализации).
Задачи, которые я ставлю в данной работе: это выявление сущности и по-нятия государственных займов, выявление на основе классификации различных видов займов.
Рыночные преобразования в России потребовали радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса яви-лось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установив-шего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функ-ционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Феде-рации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирова-ния бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Глава 2:
Должна быть обеспечена информация относительно того, как весь объем пога-шения внешнего долга может быть покрыт за счет текущих потоков (или сте-пень зависимости от рефинансирования или ликвидации активов), и сколько еще можно заимствовать в пределах «долговой емкости» — способность об-служить долг за счет текущих потоков.
Помимо этих центральных задач, существует дополнительная (но сущест-венная) потребность в следующем:
3. Определять существующие риски для данного вида внешнего долга: на-сколько возрастут или уменьшатся обязательства в ответ на возможные собы-тия и что может быть сделано, чтобы уменьшить эту подверженность рискам;
4. Систематически отбирать те формы заимствований, которые лучше все-го соответствуют нуждам администрации с учетом потребностей, затрат и рис-ков; и путем активного управления улучшать эти условия (маркетинг, репута-ция, доверие инвесторов и т.д.), оптимизируя долговую емкость;
5. Иметь возможность предсказать с достаточной степенью вероятности, какие объемы внешнего долга могут быть привлечены в будущем, в целях обеспечения надежного планирования инвестиций.
Если эти условия выполнены, то можно сказать, что долг находится под жестким управленческим контролем. Если нет, то в какой-то мере возможность обслуживать долг оставлена на волю случая — что зачастую сходит с рук, но в конце концов может привести к серьезным проблемам, даже к катастрофе. Суть управления долгом состоит прежде всего в том, чтобы избегать подобных ката-строф. Кроме того, политика заимствований должна быть построена таким об-разом, чтобы свести к минимуму стоимость и риски, связанные с долгом, и максимизировать возможности администрации.
Заключение:
Основными принципами программы конверсии внешнего долга России могут быть:
1. Приоритетными инвестициями при осуществлении программы конвер-сии внешнего долга России являются инвестиции в экспортоориентированные и импортозамещающие производства, на развитие инфраструктуры.
2. Фактическое дотирование инвестиций в виде преференциального ва-лютного курса для держателей российских внешних долговых обязательств имеет смысл только в том случае, если эти инвестиции без конверсии в страну не пришли бы.
3. Критерий приемлемости внешних долговых обязательств для участия в различных схемах конверсии долга должен учитывать как условия обращения различных видов внешних долговых обязательств (срок обращения, стоимость обслуживания), так и возможности реализации более выгодных вариантов об-легчения долгового бремени по данным обязательствам.
4. В ходе конверсии российского внешнего долга инвесторами могут быть не только иностранные, но и российские предприниматели, выкупившие рос-сийские долги на вторичном долговом рынке. Участие российских резидентов в программе конверсии будет препятствовать процессу "денационализации" эко-номики и способствовать возврату в Россию "сбежавших" капиталов.
5. Конверсионные схемы, предусматривающие прямой обмен долга на на-циональную валюту, потенциально инфляционны. В качестве основных на-правлений программы конверсии внешнего долга России автор рекомендует использовать следующие варианты конверсионных схем:
а) "Долг в обмен на собственность". В рамках данной схемы необходимо использовать обмен советских долговых обязательств на акции приватизируе-мых предприятий. Подобные операции разрешены приватизационным законо-дательством России.
Автор рекомендует проведение тендеров по обмену пакетов акций кон-кретных предприятий на обязательства по выкупу российских долговых инст-рументов плюс дополнительные капиталовложения. Такая схема дает возмож-ность избежать инфляционного эффекта, привлечь стратегических инвесторов при правильной организации, приватизировать крупные объекты. При этом долг, конвертируемый в процессе приватизации государственного предприятия, может быть внешним долгом этого же предприятия. Автор определил основные параметры схемы "долг в обмен на собственность":