Введение:
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Одним из объективных факторов, затрудняющих становление и развитие современной российской системы местного самоуправления, является неразви-тость отечественной бюджетной системы и, как следствие, практическое отсут-ствие финансовой самостоятельности органов местной власти.
Государственное заимствование как относительно новый элемент финан-совой системы недостаточно освоено органами власти на местах, несмотря на активные попытки реализации местных эмиссионных проектов. Займы субфе-дерального и муниципального уровней, с одной стороны, по конституционно-правовому статусу эмитентов являются принципиально различными.........
Глава 2:
Обсуждение возможных путей решения проблемы государствен¬ного долга в мировой экономической литературе активизировалось с началом 90-х годов, после очередной волны суверенных дефолтов. Ряд предложений, таких, как "инициатива Бейкера", предусматривал про¬должение стратегии 80-х годов, то есть дальнейшее финансирование долга без какого-либо прощения или измене-ния существенных усло¬вий кредита. При разработке других вариантов, напри-мер, "плана Брэ¬ди", авторы исходили из необходимости списания большей час-ти долгов с тем, чтобы восстановить условия для нормального функционирова¬ния экономики страны-заемщика и тем самым увеличить вероятность возврата оставшейся части кредитных средств. Между этими крайни¬ми полюсами нахо-дятся различные предложения, предусматривающие корректировку отношений между заемщиком и кредитором с помо¬щью капитализации процентных плате-жей, дополнительного кредито¬вания или ослабления требований в зависимости от мировой экономи¬ческой конъюнктуры, конвертации долгов в акции пред-приятий и т.п.
Тем не менее существует не так много теоретических работ, по¬священных собственно механизмам реструктуризаций суверенных долгов в условиях фи-нансового кризиса. Внимание экономистов при¬влекают проблемы суверенного риска, рационирования кредитов на уровне государств и выбора между выпла-той долга и объявлением дефолта. В реальном мире проблема заключается в том, что страны одновременно осуществляют выплаты по старым долгам и де-лают новые заимствования. В большинстве случаев государство вынуждено прибегать к дополнительным займам только для того, чтобы выпол¬нить свои старые обязательства. Если будущие доходы страны-заем¬щика не вызывают сомнения у кредиторов, привлечение дополнитель¬ных заемных средств для об-служивания долга не будет сопряжено с какими-либо проблемами. Но у боль-шого числа стран, испытывающих трудности с обслуживанием государственно-го долга, будущие поступ¬ления слишком неопределенны, и кредиторы выделя-ют им дополни¬тельные ресурсы лишь в исключительных случаях.
В настоящее время активно развивается теоретическое направ¬ление, по-священное проблеме "долгового навеса" (debt overhang), ко¬торая заключается в том, что количество уже взятых государством обязательств внушает кредито-рам опасения относительно способнос¬ти страны выплатить их в полном объе-ме.
При этом рождается определенный конфликт между индивидуальными и коллективными интересами кредиторов, могущий воспрепятствовать получе-нию за¬емщиком новых кредитов. На самом деле дополнительное кредитова¬ние в большинстве случаев предпочтительно для уже существующих кредиторов (этот вопрос мы обсудим ниже). Но оно реализуемо лишь в результате коллек-тивного решения кредиторов. В интересах каж¬дого кредитора в отдельности передать бремя убыточного кредито¬вания остальным кредиторам, отказавшись от предоставления допол¬нительных займов. Возникает типичная проблема "безбилетника" (free-rider problem), когда оптимальные коллективные действия не под¬держиваются каждым членом коллектива в отдельности. Нередко эта си-туация может спровоцировать кризис ликвидности даже тогда, когда это невы-годно ни одному из участников.
...........
Заключение:
Основными принципами программы конверсии внешнего долга России могут быть:
1. Приоритетными инвестициями при осуществлении программы конвер-сии внешнего долга России являются инвестиции в экспортоориентированные и импортозамещающие производства, на развитие инфраструктуры.
2. Фактическое дотирование инвестиций в виде преференциального ва-лютного курса для держателей российских внешних долговых обязательств имеет смысл только в том случае, если эти инвестиции без конверсии в страну не пришли бы.
3. Критерий приемлемости внешних долговых обязательств для участия в различных схемах конверсии долга должен учитывать как условия обращения различных видов внешних долговых обязательств (срок обращения, стоимость обслуживания), так и возможности реализации более выгодных вариантов об-легчения долгового бремени по данным обязательствам.
4. В ходе конверсии российского внешнего долга инвесторами могут быть не только иностранные, но и российские предприниматели, выкупившие рос-сийские долги на вторичном долговом рынке. Участие российских резидентов в программе конверсии будет препятствовать процессу "денационализации" эко-номики и способствовать возврату в Россию "сбежавших" капиталов.
5. Конверсионные схемы, предусматривающие прямой обмен долга на на-циональную валюту, потенциально инфляционны. В качестве основных на-правлений программы конверсии внешнего долга России автор рекомендует использовать следующие варианты конверсионных схем:
а) "Долг в обмен на собственность". В рамках данной схемы необходимо использовать обмен советских долговых обязательств на акции приватизируе-мых предприятий. Подобные операции разрешены приватизационным законо-дательством России.
.............