Введение:
Оплата труда, представляющая собой систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами, всегда является одной из наиболее проблемных, конфликтных и актуальных сфер трудовых правоотношений.
Работник, с одной стороны, и работодатель, с другой стороны, весьма заинтересованы в нахождении компромиссного решения установления размера оплаты труда, предоставления (получения) гарантий и компенсаций, определения форм оплаты труда, сроков выплаты заработной платы и т.д.
Третьей стороной во взаимоотношениях работника и работодателя выступает государство, обеспечивающее основные гарантии по оплате труда работников, в состав которых входят:
- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
- величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
- ограничение оплаты труда в натуральной форме;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;
- сроки и очередность выплаты заработной платы.
Оплата труда производится в денежной и натуральной формах за
отработанное и неотработанное время, в виде компенсационных выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, стимулирующих доплат и надбавок, премий, единовременных поощрительных выплат, оплаты питания, жилья, топлива, носящей систематический характер.
В качестве нормативно-правовой базы анализа проблем оплаты труда применяется новое трудовое законодательство (ТК РФ).
Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что
эти вопросы рассматривает главный бухгалтер в каждой организации, начисляя и выдавая заработную плату. Поэтому создание системы внутреннего контроля на предприятии актуально.
Целью настоящей работы является рассмотрение системы внутреннего контроля на конкретном предприятии и разработка процедуры внутреннего контроля в части оплаты труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- рассмотреть основные понятия, связанные с оплатой труда;
- дать характеристику рабочих счетов по учету расчетов с персоналом по заработной плате и прочим операциям;
- рассмотреть начисление оплаты труда, а также порядок удержания и отчислений с фонда заработной платы;
Глава 4:
Ввиду того, что расчет заработной платы осуществляется с применением компьютерной системы, главный бухгалтер проводит процедуру контроля за вводом и обработкой данных, которая заключается в проверке того, что существует система предварительного визирования операций до их ввода в компьютер, ввод информации возможен только теми лицами, которые имеют на это соответствующие разрешение. Кроме этого, главный бухгалтер проводит специальные проверочные процедуры. К ним относятся:
- контроль за вводом информации – вся информация вводимая в компьютер предварительно визируется; вводится в базу данных аккуратно, без ошибок и повторов;
- контроль за обработкой и хранением информации – операции выполняются верно; ошибки в обработке данных обнаруживаются и своевременно исправляются;
- контроль за выводом информации – доступ к предоставляемой информации разрешен только ограниченному кругу лиц.
Обнаруженные нарушения. Мною проведена проверка сплошным методом представленных первичных документов. При проведении проверки использованы следующие бухгалтерские документы:
- первичные документы по кассе за 2002-2003 гг.
- первичные документы по банку за 2002-2003 гг.
- авансовые отчеты за 2002-2003 гг.
- расчетно-платежные ведомости за 2002-2003 гг.
- налоговые карты по НДФЛ и ЕСН за 2002 г. в количестве 25 шт.
- налоговые карты по НДФЛ и ЕСН за 2003 г. в количестве 27 шт.
- оборотные ведомости по счету 68 «Расчеты с бюджетом» субсчет «подоходный налог» за 2002-2003 гг.
- оборотные ведомости по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» за 2002-2003 гг.
- реестры и протоколы о сдаче справок о доходах физических лиц по форме приложения № 3 НК РФ за 2002-2003 гг.
- расчеты по авансовым платежам по ЕСН за 2002-2003 гг.
- расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002-2003 гг.
- налоговые декларации по ЕСН и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 г.
В ходе проверки в ЗАО «Скарт» установлены следующие нарушения:
1. В XII 2002 г. ЗАО «Скарт» включило в объект налогообложения ЕСН суммы возмещенных командировочных расходов в размере 5508 руб. 66 коп. по оплате найма жилого помещения сверх установленных норм.
Следует отметить, что пунктом 3 статьи 236 НК РФ предусмотрено, что выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения ЕСН, если у организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчётном (налоговом) периоде.
В организации данные выплаты отнесены на пункт 38 статьи 270 НК РФ и не должны облагаться ЕСН.
2. За 2002 г. не представлены справки в налоговые органы о доходах 5 физических лиц, работавших по гражданско-правовым договорам.
ЗАО «Скарт» можно привлечь к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ (с учетом изменений и дополнений) за непредставление в установленный срок налогоплательщиком – налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ, всего на сумму 250 рублей.
3. Из проверенных налоговых карточек по НДФЛ физических лиц за 2003 г., а также при проведении проверки правильности удержания НДФЛ установлено неправильное исчисление налога в 2 случаях:
- общая сумма своевременно не удержанного НДФЛ составляет 1594 рубля.
Согласно статье 75 НК РФ за удержание и не перечисление в бюджет НДФЛ налоговым агентам начисляются пени. Пени составили 295 рублей 95 копеек.
4. При проверке кассовых и банковских документов за период с 2002 г. по 2003 г. установлено несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ (в нарушение пункта 6 статьи 226 НК РФ):
- сумма несвоевременно перечисленного НДФЛ составила 177068 руб.;
- сумма задолженности НДФЛ на дату проверки составила 305 рублей.
Статьей 123 части I НК РФ (с учётом изменений и дополнений) за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, устанавливается штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Размер штрафа составляет 61 рубль, пени 1320 рублей 85 копеек.
Заключение:
В первой и второй главах рассмотрены вопросы и задачи, связанные с условиями оплаты труда и отражением ее в бухгалтерском учете.
Развитие рыночных отношений привело к изменениям в системе отношений между государством, предприятием и работником в сфере организации труда. Если раньше практически единственным работодателем являлось государство, то теперь помимо него могут выступать и другие юридические и физические лица. В связи с этим возникла необходимость в урегулировании трудовых отношений, введения базовых требований, которые содержатся в Трудовом кодексе РФ. Все дальнейшие взаимоотношения между работодателем и работником регулируются трудовым договором, в котором устанавливаются условия и они не могут быть ниже прав и гарантий, установленных Трудовым кодексом.
Необходимость рассмотрения вопроса, связанного с бухгалтерским учетом заработной платы, связана с тем, что бухгалтерский учет является предметом исследования внутреннего контроля.
В связи с тем, что в данный момент государство является не единственным работодателем, усилилась связь между эффективностью работы и оплатой труда. Работодатель стал более заинтересован в создании оперативного контроля над учетом количества и качества труда; заинтересован в проведении анализа, на сколько работник отрабатывает свою ставку. Для этого проводится сопоставление его ставки, указанной в штатном расписании с доходом, полученным организацией от его работы. Кроме этого, работодатель заинтересован в отражении прозрачной, достоверной информации об операциях по заработной плате в бухгалтерском учете, что служит основой для последующего анализа фонда оплаты труда.