Введение:
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческих способностей детей безусловно необходима, так как является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли творчества в личностном развитии ребенка, об определении сущности этого понятия.
Однако, не только вопрос об определении понятия «творчество» и «творческие способности» является актуальным, но и вопросы касающиеся методов, приемов развития творческой личности являются в настоящее время главенствующими в психолого-педагогической литературе.
Это объясняет актуальность изучения данной темы «Развития творческих способностей учащихся посредством освоения занимательного материала по теме ковроделие».
В квалификационной работе объектом исследования был у образовательный процесс в начальной школе, а предметом исследования - процесс развития творческих способностей школьников.
Преследуемая цель - теоретически обосновать и на практике проверить процесс развития творческих способностей школьников, посредством занимательного материала по теме ковроделие.
Глава 3:
Цель: развитие личности, ее творческих способностей посредством занимательного материала по теме ковроделие.
Для реализации этой цели мы разработали и апробировали занятия по обучению детей основам ручного ковроделия. В процессе поиска эффективных форм и методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса были разработаны тематические уроки с использованием игровых элементов.
Анализируя опыт работы учителей «Технологии» и свой личный опыт мы пришли к заключению, что, несмотря на практико-ориентированный характер трудового обучения, необходимо больше внимания уделять формированию теоретических знаний за счет использования активных методов обучения, оптимального соотношения теоретических и эмпирических знаний в программном материале. Активизация учебного процесса не должна сводиться только к усилению его практической направленности. Одной из целей обучения является формирование у детей обобщений и понятий, что требует увеличения доли творческого усвоения (В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). При работе с учащимися первоначально следует ориентироваться на формирование эмпирических понятий. На их основе могут быть образованы теоретические понятия, выражающие существенные свойства, признаки, связи, общие для всех предметов данного класса (А.Н. Шимина).
Наряду с тренировкой памяти, мы использовали задания, рассчитанные на догадку, понимание взаимосвязи явлений, предпочтение отдавалось дедуктивным способам рассуждений - от общего к частному, от абстрактного к конкретному, так как для развития творческих способностей имеет значение не только объем знаний и умений, но и процесс их усвоения. Например: сказка о ковре предложенная детям на обсуждение на первом занятии позволила пробудить интерес к данному виду рукоделия и дальнейшему освоению знаний на чувственной основе.
Особое внимание в экспериментальных классах уделяли созданию информационно обогащенной среды, творческой атмосферы. Каждое занятие планировалось таким образом, чтобы обязательно была «изюминка». При изложении материала мы опирались на межпредметные связи и личный опыт учащихся, поощряли вопросы; широко использовали диалоги, беседы, проблемную постановку задач, меняли виды деятельности при индивидуальном подходе к каждому ребенку. Всячески стимулировали самостоятельность и оригинальность в решении как теоретических, так и практических проблем.
Считаем, что воспитательная направленность уроков является важнейшим компонентом всего процесса обучения, обращение к эмоционально-нравственной сфере учащихся имеет огромное значение в формировании мотивации учения, развитии личности в целом, установлении субъект-субъектных отношений.
Заключение:
В заключении обобщим результаты работы:
1. Творческие способности не развиваются в стихийных условиях у всех, а требуют специально организованного процесса, механизма его реализации, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
2. Совокупность выявленных педагогических условий, соблюдение которых, как показывает практика, содействует развитию творческих способностей учащихся, включает в себя: организацию учебной деятельности; создание среды, творческой атмосферы; учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся; наличие образцов творческого поведения, гибкую систему взаимосвязи «учитель-ученик»; высокую организацию.
3. С учетом педагогических условий были разработаны занятия способствующие развитию творческих способностей учащихся. Наличие системности в работе помогает сориентироваться в выборе приемов, методов, средств обучения.
4. Результаты исследования дают основание утверждать, что разработанные материалы достаточно полно обеспечивают организацию и проведение уроков технологии, содействуют эффективному развитию творческих способностей учащихся.
5. На основе материалов исследования выработаны рекомендации по внедрению технологии в учебно-воспитательный процесс с использованием предложенной модели его организации, методического обеспечения с учетом установленной совокупности педагогических условий.
Таким образом, использование использование занимательного материала способствует активизации поисковую активность учащихся, становится движущей силой развития интеллектуальных и личностных качеств.