Введение:
Внимание к стратегическому планированию в структурах местного управления связано с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности в принятии решений на региональном и местном уровнях. В тех странах, где процесс децентрализации совпал с процессом экономической глобализации, местные органы власти сумели переориентироваться в формулировании собственной экономической политики и оказались более подготовленными для преодоления структурного кризиса местной экономики. Там, где этого не произошло, экономический спад приобрел серьезные масштабы и значительно повлиял на благосостояние городского и сельского населения. Сейчас очевидно, что экономический и политический контекст принятия стратегических решений главами муниципальных образований значительно отличается от такового 10-15-летней давности. Однако в странах с переходной экономикой системы управления в основном продолжают воспроизводить модели, сложившиеся в недавнем прошлом, и сталкиваются со значительными затруднениями в адаптации своих решений к новым политическим и экономическим реалиям.
Когда мы говорим о стратегическом планировании, мы имеем в виду две его составляющие: разработку стратегий и организацию планирования.
Практика традиционного планирования сегодня быстро устаревает. Она имела краткосрочную перспективу, ориентировалась на имеющийся персонал и обычно не получала поддержки со стороны граждан общины. Новая модель планирования должна исходить из того, что субсидий на программы будет меньше, ожиданий со стороны граждан в сфере общественных услуг - больше, а реакция на рост налогов - отрицательная. Все это происходит в условиях общественного скептицизма по отношению к властям вообще.
Новая модель планирования требует оптимального использования человеческих и финансовых ресурсов на местах.
Глава 4:
Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России признано и гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года (статья 12 Конституции Российской Федерации) [ 1, 19, С.3].
Часть 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», относя тем самым органы местного самоуправления к институтам власти.
В этой же статье содержится положение о том, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». В совокупности нормы части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации определяют, что местное самоуправление является формой народовластия и может осуществляться народом непосредственно (в отношении местного самоуправления – через местный референдум и муниципальные выборы), а также через формируемые органы местного значения.
Поскольку статьей 12 Конституции Российской Федерации местному самоуправлению представлена самостоятельность в пределах его полномочий, а также предусмотрено, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», можно сделать вывод об относительной автономности местного самоуправления, то есть о существовании в общей системе организации власти в Российской Федерации наделенного собственной компетенцией, самостоятельного в ее пределах и не относящегося к государственным органам института осуществления народом своей власти, имеющего в соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации собственные материальные и финансовые ресурсы (муниципальную собственность).
Два основных законодательных акта, регулирующих вопросы местного самоуправления в Российской Федерации, - Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ-131 от 6 октября 2003) содержит более подробную регламентацию организации и деятельности местного самоуправления и более сложна по юридико-техническому изложению. Ее принятие повлекло необходимость разработки и внесения изменений и дополнений в значительное количество законодательных актов как федерального, так и регионального уровня. Следствием этого станут существенные изменения в системе местного самоуправления в Российской Федерации, что потребует проведения большого объема работы всеми уровнями власти. Кроме того, можно с уверенностью прогнозировать увеличение числа представительных органов местного самоуправления и, соответственно, избрание депутатами новых людей.
На основании вышеназванного Федерального закона были приняты законы Ульяновской области.
Закон Ульяновской области от 13 июля 2004г. № 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области» устанавливает границы муниципальных образований, наделяет их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района и определяет их административные центры. Всего по области 267 муниципальных образования [2].
Закон Ульяновской области от 15 сентября 2004 г. № 055 «Об организации местного самоуправления в Ульяновской области», который устанавливает правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Ульяновской области, определяет государственные гарантии его осуществления. Данный закон приводит областное законодательство о местном самоуправлении в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства и осуществлять необходимые преобразования в указанной сфере [3].