ВВЕДЕНИЕ
В условиях проведения политических, экономических и административных реформ в России по укреплению вертикали власти, развитию инициативы на местах возрастает потребность в повышении эффективности работы базиса всей системы – муниципального управления.
Решение возникающих управленческих проблем муниципального образования всегда будет являться актуальной задачей как для федеральной, региональной и местной администраций, так и для членов местного сообщества. Все они заинтересованы в повышении жизненного уровня и условий проживания населения, а также нацелены на успешное развитие предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на данной территории.
Довольно часто при принятии управленческих решений в муниципальных образованиях руководители органов местного самоуправления в основном используют административные методы управления, базирующиеся на директивных предписаниях, поступающих от вышестоящих организаций. Это объясняется сложившимися традициями и принятыми принципами управления, незнанием современных методов менеджмента.
В настоящее время управляющие воздействия местной администрации сосредоточены, как правило, на решении текущих проблем, которые преимущественно связаны с «латанием дыр», оттягивая на себя все ресурсы. Между тем переход к поступательному развитию территорий может произойти только в рамках комплексной стратегии, которая позволит расставить приоритеты действий, определить центры прибылей и убытков, выработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности муниципального хозяйства, распределить должностные обязанности и поручения внутри аппарата управления, увеличить доходы местного бюджета или сократить бюджетные затраты.
3.2. Мероприятия по реализации стратегического развития муниципального образования
Механизм реализации стратегического развития муниципального образования Озерского района Московской области предусматривает использование комплекса мер организационного, экономического и правового характера, исходит из принципа «баланса интересов», обеспечивающего согласование и координацию действий всех участников реализации стратегического развития (органов местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности, коммерческих банков и иных инвестиционных институтов).
Механизм реализации стратегического развития Озерского района Московской области включает следующие элементы:
- стратегическое планирование и прогнозирование развития экономики района, важнейших отраслей и сфер деятельности;
- экономические методы регулирования, обеспечивающие создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции на товарных рынках, свободного перемещения товаров; стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности;
- организационную структуру управления стратегией с четким определением состава, функций, механизмов координации действий заказчика и исполнителей мероприятий стратегии;
- финансово-кредитные рычаги управления, предусматривающие:
1) рациональное использование бюджетных средств, их концентрацию на решении приоритетных социально-экономических проблем;
2) максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе через развитие ипотечного жилищного кредитования, лизинговой деятельности, обеспечение доступности финансовых ресурсов через субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлечение частного капитала на территорию республики, активное участие в проектах международных организаций, налоговые льготы инвесторам;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(с изменениями от 29 декабря 2006 г.)
4. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ. Одобрена Правительством РФ 30.06.2005 г. //www.minregion.ru/OpenFile.ashx/Download?AttachID=184
5. Байнова М.С. Местное самоуправление в контексте развития русского государства // Проблемы местного самоуправления № 2 (10), 2004. С. 62-68.
6. Боголюбов В.С. Методологические основы управления современным крупным городом: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. С-Пб., 1999.
7. Виноградов В.Н., Эрлих О.В. Вовлечение общественности города в разработку и реализацию стратегического плана: теория, практика, технологии. Научно-методическое пособие. – С-Пб.: Леонтьевский центр, 2001.
8. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2003.
9. Гапоненко А. Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. – М.: Омега-Л, 2004.
10. Гладышев А.Г. Иванов В.Н. Мельников С.Б. Николаев В.А. Русинов Ф.М., Сильвестров С.Н. Стратегия вывода экономики муниципальных образований из кризиса. – М: ЗелО, 2004. 264 с.
11. Глазунова Н.И. Государственное управление. – М.: Издательство «Муниципальный мир», 2004. 458 с.
12. Жиганов М.Ф. Концепция социально-экономического развития города как основа разработки стратегического плана (на примере г. Новосибирска) // www.citystrategy.leon-tief.ru/
13. Житкова Е.Л. Маркетинг города: перспективные направления совершенствования (на примере г. Тольятти) // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 5;